Счастье, когда ты нужен

Мария Андросова от одиночества не страдала никогда...

Мария Андросова от одиночества не страдала никогда. Заботливый муж, трое детей, свой домик в деревне Смолка Чаусского района. Но год назад супруга не стало. Взрослые дети давно обзавелись своими семьями, живут в Могилеве. На старости лет Мария Васильевна осталась одна. После двух перенесенных инсультов ни воды, ни дров принести не могла, ни печь растопить. Когда случился третий инсульт, стало еще хуже: парализовало левую руку и ногу. И из обычной больницы Марию Васильевну перевели в больницу сестринского ухода. Правда, там она долго не задержалась. Сегодня живет у могилевчанки Валентины Новиковой — родной не по крови — по душе.


— Как–то на зиму меня забирал к себе домой старший сын Виталий. У него в Могилеве четырехкомнатная квартира. Но он за мной присматривать не мог. Работает «дальнобойщиком», надолго уходит в рейс, — оправдывает сына Мария Васильевна. — Жена его тоже целыми днями на работе, у внучки свои дела. С утра меня завтраком покормят — и целый день я одна. А каково это, когда даже спичку зажечь не можешь, чтобы чаю попить? К среднему сыну Андрею я тоже пойти не могла, он с семьей в квартире тещи живет. Там, кроме него, еще брат жены с семьей. У младшего Алеши — квартира однокомнатная. Тоже супруга, ребенок маленький. Нигде мне, старой, места не нашлось... Но я обиды на детей не держу. Они в гости ко мне с подарками приезжают. Кстати, и с Валечкой я познакомилась благодаря одному из сыновей. На семейном совете дети решили нанять для меня сиделку, дали объявление в газету.


На это объявление и откликнулась Валентина Новикова. Медсестра по специальности, последние годы работала на хлебозаводе. А как в 2006 году ушла на пенсию, стала опекать чужих бабушек.


— Я к старым людям с детства относилась трепетно. Помогала им по–соседски. Когда меня попросили ухаживать за старушкой, живущей неподалеку, сразу согласилась, — вспоминает Валентина Михайловна. — В магазин ходила, еду варила, дома прибирала. Платили мне за это копейки, но разве дело в деньгах? Так случается: взрослые дети или далеко, или слишком заняты, не могут несколько раз в день навещать престарелых родителей. А я на пенсии — почему не помочь? Дети мои выросли, у каждого своя семья. Младшему сыну, который со мной живет, уже 19 лет. Сам может о себе позаботиться — еду приготовить, порядок дома навести. Так что, когда мне предложили переехать на лето жить в деревню к бабушке Маше, я согласилась.


Дети Марии Васильевны платили сиделке 600 тысяч рублей в месяц. Но когда их мать оказалась в больнице, услуги Валентины Михайловны стали не нужны. Только Новикова бросить «свою бабушку Машу» уже не могла. Почти каждый день ездила к ней в больницу с гостинцами. А когда та оказалась в больнице сестринского ухода, предложила перебраться к себе. Дети — ни Марии Васильевны, ни Валентины Михайловны — не возражали.


— Я предложение приняла с радостью. Валечка зимой в моей деревенской хате жить не может. У нее операция была на позвоночнике, так что ей дрова таскать нельзя, — говорит Мария Васильевна. — А в 3–комнатной квартире всем места хватает. Мне целую комнату выделили. Валя обо мне заботится, как о матери родной. Кормит, как в ресторане: то драников напечет, то котлет нажарит, то курицу потушит. И за здоровьем следит: давление меряет, уколы делает, знает, какие лекарства нужны. Словом, мне очень с ней повезло.


С тех пор как Мария Васильевна переехала к Новиковым, Валентине Михайловне услуги сиделки оплачивать перестали. Но она не расстраивается:


— Нам моей и бабушкиной пенсии на жизнь хватает. Почти все деньги уходят на продукты, лекарства, одежду. Вот теплую обувь Марии Васильевне купила. Сейчас на улицу не ходим — Мария Васильевна по квартире с трудом передвигается, опираясь на клюку, а во дворе скользко. Но как только потеплеет, обязательно выйдем с ней на свежий воздух.


По словам Марии Васильевны, после переезда она даже чувствовать себя лучше стала.


— Когда в больнице лежала, хандрила часто. О смерти думала: мол, что это за жизнь такая — сама себя обслужить не можешь, — признается Мария Васильевна. — А сейчас думаю: поживу еще! На лето с Валечкой в деревню переберемся. Грядки организуем, картошку, помидорчики, клубнику посадим. И дети наши туда наведываться будут. Но я к сыновьям, даже если уговаривать станут, уже не перееду. Останусь с Валей. Ведь это такое счастье, когда ты нужен. А мы с ней за это время стали ближе кровных родственников.


Ближе кровных родственников Валентина Новикова за последние годы стала для многих стариков. Несколько лет ухаживала за землячкой Зинаидой Губернаторовой. У бабушки, дожившей до 100 лет, из родных был только племянник. Но навещать ее ежедневно 75–летний человек не мог. А еще Валентина Михайловна вместе со своим добрым знакомым долгое время ездила в Белыничский дом–интернат для престарелых и инвалидов, где на старости лет оказался пенсионер Иван Сидоренко. У Ивана Тимофеевича, которого не стало прошлой осенью, тоже были дети, но остаток жизни он провел в казенном доме.


Пожилые люди по разным причинам нередко на склоне лет остаются одни. И для них очень важно, чтобы им встретился человек, готовый бескорыстно о них заботиться, принять в свою семью. Жаль только, таких людей немного...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter