Счастье и несчастье Зои Луцевич

Ничего подобного мне раньше видеть не доводилось.
Ничего подобного мне раньше видеть не доводилось. В такой творческой манере, как она, не работает больше никто в стране. Впервые работы Зои Луцевич появились на минской выставке начинающих художников, когда ей было 18 лет. Теперь ее картины выставляются не только в Беларуси, но и в России, Болгарии, Германии, Австрии, США, в Прибалтийских странах. Зоины полотна есть и в частных коллекциях.

Я сидела в ее домашней мастерской, ела вкусные пирожки, испеченные мамой художницы Светланой Сергеевной, рассматривала картины и думала, как бы это поудачнее охарактеризовать все увиденное. Подбираю слова, а хочется сказать просто: нравится. Творчество Зои очень оригинально, и пусть изображенные на холстах предметы переданы не с фотографической точностью, зато в них есть большее - личный взгляд мастера, неповторимый стиль, легко узнаваемый почерк. Вот картина, написанная в ярких синих тонах, - раки на блюде. Вот недоработанный пока роскошный букет цветов: такой букет подарили Светлане Сергеевне в день рождения. Весьма необычна серия картин под названием "Спиртные напитки". Здесь есть и шнапс, и джин, и "Кровавая Мэри", и текила... Каждый напиток изображен таким, каким он представляется Зое. Можно сказать, художница "оживила" напитки. Джин, например, изображен с рожками. "Это сказочный джинн из бутылки, - улыбаясь, поясняет Зоя. - А шнапс у меня ассоциируется с моим другом - немцем, и эту картину я писала с него. Когда я показала ее в Германии, все смеялись".

В детстве любимыми игрушками Зои были не куклы и плюшевые мишки, как у большинства девочек, а... японские фломастеры, подаренные дедушкой. Приходя из школы, Зоя много рисовала, потому что не рисовать она не могла. "Рисовать для меня было так же естественно, как пить и есть", - признается художница. Все дети рисуют. Но не все становятся художниками. Как отличить обычное детское увлечение от настоящего таланта живописца? "Родителям следует заметить, к чему ребенок тянется, - советует Зоя. - Если он рисует с удовольствием, берется за карандаши, а не идет играть в футбол, тогда стоит проявить внимание. Говорят, что все дети до 6 лет гениальны, потому что они рисуют очень необычно. Они видят мир иначе, чем взрослые, у них очень богатая фантазия".

Зоя никогда не задумывалась, кем ей быть. Можно сказать, ее судьба была предопределена заранее. "Я выросла в мастерской", - говорит она. Ее дедушка, знаменитый художник Сергей Петрович Катков, еще до войны создал белорусскую школу живописи. Он много работал с детьми, ездил по деревням, где искал одаренных ребятишек. Старания мастера не прошли даром, и многие его ученики стали художниками. Несмотря на активную педагогическую работу, Сергею Петровичу удавалось писать и собственные картины. Мама Зои, Светлана Сергеевна Каткова, по образованию - керамист, но занимается и живописью. Выставки ее работ проходили во многих странах мира. Правда, сама Светлана Сергеевна не всегда могла выехать за границу: в советские времена это было не так-то просто. Зоин отец, Олег Викентьевич Луцевич, - тоже живописец, преподавал в художественном училище. "Студенты его просто обожали, готовы были за ним в огонь и в воду", - рассказывает Зоя. Не знаю, как насчет огня, а в воду они действительно шли. Олег Викентьевич, очень щепетильно относящийся к своему здоровью, занимался "моржеванием", и ученики переняли это увлечение преподавателя.

Зою назвали в честь крестной - Зои Васильевны Литвиновой - мастера с мировым именем, признанного на Западе художника-монументалиста. Один католический священник из Австрии, на которого творчество Литвиновой произвело большое впечатление, даже пригласил ее расписать свой храм.

Несмотря на очевидный талант, Зоя училась в школе... с музыкальным уклоном. Училась неплохо, вот только с математикой была на "вы". И учительница, Людмила Демьяновна, поняла, что подружить будущую художницу с цифрами не удастся. После 8-го класса Зоя получила направление в музыкальное училище, но поступила туда, куда давно мечтала: в художественное... А после его окончания стала студенткой факультета монументального искусства Академии искусств. Спустя три года ее... отчислили. "Педагоги считали, что я не справляюсь с задачами, которые они мне ставят, - объясняет Зоя. - Но, если бы меня не выгнали, я бы сама ушла. В академии я не видела возможностей для своего дальнейшего роста".

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Горевать о потерянной альма-матер Зоя не стала, зато начала учиться у жизни. Помогала крестной расписывать галерею в Австрии. Затем судьба забросила ее в Германию, где она проучилась 2 года в Дюссельдорфской академии искусств, которую тоже не закончила, потому что не нашла там то, что ей было необходимо. В академии был нажим на концептуальное искусство, а ей хотелось заниматься живописью в традиционном понимании этого слова.

Зоя любит путешествовать. И уже, кроме упомянутых стран, побывала в Италии, Польше, Болгарии, Франции. Считает, что современному художнику для творческого роста необходимо много ездить по миру: сравнивать, обмениваться опытом. И многое не дано тем, кто варится в собственном соку, не выезжая за пределы страны.

Зоя сравнивает труд живописца с работой пианиста: если каждый день не садиться за инструмент, то пальцы теряют беглость, и мастерства - как не бывало. Художница ежедневно проводит в своей домашней мастерской не менее 4 часов. "Не могу бездельничать, - признается художница, - мне скучно подолгу отдыхать. Моя работа - это счастье, удовольствие". Когда есть вдохновение, картины пишутся буквально за один день. А порой приходится трудиться над полотном и подолгу. По ее словам, как раз такие "вымученные" работы и получаются наиболее удачными. С лучшими своими произведениями Зоя не расстается. Она не предлагает их покупателям, от недостатка которых не страдает, а хранит в мастерской у своей крестной.

Наша беседа незаметно подошла к концу. Зоя спешит по делам, и я задаю ей последний вопрос, на сей раз из области этики: "Как ты думаешь, имеет ли творческий человек моральное право считать себя гением и говорить об этом?" - "Конечно, - уверенно отвечает она. - Найдутся люди, которые поверят в твою гениальность. Важно только самому быть в ней уверенным".

Ознакомиться с работами Зои Луцевич можно в галерее "Мастацтва", посетив ее персональную выставку "Летние каникулы".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter