Юбиляр этой осени актриса Ольга Остроумова яркую роль сыграла в картине «Прощальные гастроли»

Счастье — это когда тебя понимают

Этой осенью талантливая и популярная актриса Ольга Остроумова отмечает юбилей — 21 сентября ей исполнилось 75. Она мастер высокой актерской школы, создатель глубоких и запоминающихся характеров. Ее фильмография насчитывает более 60 картин — все персонажи разные, но яркие и запоминающиеся.

dommuseum.ru

Проснулась знаменитой

Дебютная роль девятиклассницы Риты Черкасовой в картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968 год) в одночасье прославила на весь Советский Союз студентку ГИТИСа, вчерашнюю провинциалку из Оренбургской области.

googhouse.ru

Сотрудничество Остроумовой с Ростоцким продолжилось в фильме «…А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева. Она блестяще сыграла неисправимую оптимистку и красавицу Женю Комелькову. Режиссер, бывший фронтовик, снимал эту военную драму в память о медсестре, которая вынесла его с поля боя и спасла от смерти. Вышедшая полвека назад на экраны картина получила огромное количество наград, в том числе Госпремию СССР, полюбилась зрителям, была удостоена номинации на премию «Оскар» в 1973 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке», проиграв ленте Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии».

yandex.by

Актриса признается, что с радостью откликается на мероприятия, связанные с творчеством Ростоцкого, потому что «он был режиссером с очень сильным характером, мужеством и невероятной силой духа». В частности, в апреле этого года принимала участие в торжествах, посвященных 100-летию со дня рождения Станислава Иосифовича.

«Дурнушек играть интереснее»

В 1979 году за роль Мани Поливановой в драматической дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» Остроумова была удостоена Государственной премии СССР. Любопытно, что в «Любви земной» Евгений Семенович снимался в постельной сцене в ватных штанах. Ольга Михайловна недоумевала: «Ведь сопреете!» А режиссер совершенно серьезно отвечал: «Техника безопасности…»

Она снималась у Матвеева еще дважды — в картинах «Время сыновей» и «Чаша терпения». О своих ролях говорила: «Если мне надо играть красавицу, мое лицо примет форму красавицы, а если надо играть дурнушку, буду дурнушкой. Кстати, дурнушек играть намного интереснее». На съемках сатирической трагикомедии Эльдара Рязанова «Гараж» не знала, куда деться от одного вида Валентина Гафта или Ии Саввиной. В психологическом триллере Николая Лебедева «Змеиный источник» сыграла монстра в юбке — провинциальную властную даму Тамару Георгиевну.

Звездное купе

В картине «Прощальные гастроли», снятой в 1992 году белорусским режиссером Виталием Дудиным, собрался превосходный квартет: Ольга Остроумова, Людмила Гурченко, Нина Усатова и Светлана Рябова. Это камерная история об актрисах, которые едут в одном купе поезда из провинции в Москву. Оказывается, все они в разное время были влюблены в главного режиссера. У каждой с ним своя история и свои счеты. Но известие о его смерти, которое застает их в дороге, заставляет переосмыслить свою жизнь.

Примечательно, что Людмиле Гурченко так и не довелось встретиться со своими партнершами на съемочной площадке. Виталий Дудин рассказывал мне: «Гурченко заменила в картине Элину Быстрицкую, которая в какой-то момент отказалась от работы. У меня было несколько дней на то, чтобы найти замену, потому что с Ольгой Остроумовой и Ниной Усатовой договорились снять фильм за месяц их летнего отпуска. Позвонил Людмиле Марковне, и она неожиданно согласилась. Правда, встретиться всем троим актрисам на съемочной площадке было не суждено: Гурченко уехала с делегацией кинематографистов в Китай. Пришлось после ее возвращения снимать сцены с ней отдельно. Я подавал реплики за Усатову и Остроумову, она отвечала». Вот такие киношные будни.

Еще идут старинные часы…

Актриса признается, что именно театр — ее дом, а кино нечто вроде «цыганского табора», за исключением фильмов Станислава Ростоцкого.

В 1970-м Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссера Павла Хомского. В 1973—1983 годах служила в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983-го — актриса Театра имени Моссовета. Именно здесь она отметила и свой юбилей — премьерным спектаклем «Соло для часов с боем». Среди ее партнеров — Александр Голобородько и Евгений Стеблов. Кстати, когда-то эта пьеса уже шла на сцене этого театра с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом.

Только хорошее

В браке Ольга Остроумова состояла трижды. Первый муж (с 1969-го) — Борис Аннабердыев, сокурсник по ГИТИСу, впоследствии режиссер-документалист «Туркменфильма». Второй (с 1973-го) — театральный режиссер и писатель Михаил Левитин.

Ее третьим супругом стал известный актер и поэт Валентин Гафт. Они познакомились на творческом вечере, в котором оба участвовали. Расписались в 1996 году в больнице, хотя прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу еще во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях. В 2012-м они вместе приезжали в Минск на творческую встречу.

moskvichmag.ru

Валентин Иосифович вспоминал: «В конце 1960-х я снимался на «Беларусьфильме» в роли дрессировщика лисиц в картине про цирк «Жди меня, Анна». Была прекрасная актерская команда — Ольга Аросева, Ролан Быков. Гениальный человек! Если бы в свое время Ролан стал министром культуры, у нас была бы совсем другая культура. Ему я показывал свои первые сочинения, и именно он сказал мне: «Тебе надо продолжать...»

Гафта не стало в декабре 2020-го. Один за другим уходят и другие ее любимые партнеры… Тем не менее в будущее она смотрит с оптимизмом, гордится детьми — сыном Михаилом и дочерью Ольгой, внуками Полиной, Захаром и Фаиной.

Звездной болезнью актриса никогда не страдала. Она по-прежнему обаятельная и приветливая, даже свою книгу назвала «Только хорошее». К слову, Ольга Михайловна никогда не гнушалась сериалов, не страшилась возрастных ролей и по-прежнему снимается — не так давно вышел сериал «Номинация» Надежды Михалковой. Жизнестойкая уральская закалка дает о себе знать.

Посвящение Валентина Гафта Ольге Остроумовой

Я и ты, нас только двое?

О, какой самообман.

С нами стены, бра, обои,

Ночь, шампанское, диван.

С нами тишина в квартире

И за окнами капель,

С нами всё, что в этом мире

Опустилось на постель.

Мы — лишь точки мирозданья,

Чья-то тонкая резьба,

Наш расцвет и угасанье

Называется — судьба.

Мы в лицо друг другу дышим,

Бьют часы в полночный час,

А над нами кто-то свыше

Всё давно решил за нас.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Завтра на телеканале «Культура» мы увидим программу «Линия жизни», посвященную Ольге Остроумовой, и совместную белорусско-российскую картину «Прощальные гастроли» режиссера Виталия Дудина. А телеканал ОНТ предложит премьеру документального фильма «Ольга Остроумова. «И все отдать, и все простить…».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter