Как бороться с "серыми" схемами

Сбросить тень

С налогами шутки плохи. Свежий пример: в уклонении от уплаты причитающихся сборов в испанскую казну обвиняют певицу Шакиру. За это ей может грозить крупный штраф и тюремное заключение. Впрочем, наказание еще сравнительно мягкое — с теми, кто игнорирует закон общего котла, во всем мире борются жестко. При этом важно и создавать условия, в которых действовать по закону — просто, понятно и выгодно. У нас в этом плане в последние годы делается немало: зарабатывать легально становится проще. Казалось бы, вопрос с теневиками должен быть закрыт. Но не тут-то было.


На этой неделе интернет взбудоражила история минчанки Елизаветы, которая решила оформить визы в Сингапур для себя, мамы и 11-летней сестры. Обратилась в столичное туристическое агентство. Здесь пообещали: 15 евро с человека — все будет готово. Правда, ни чека, ни договора не оформили. Женщина заплатила и стала ждать. Визы прислали за пару дней до вылета. Но радоваться было рано: оказалось, что документы с аналогичными штрихкодами ранее были выданы другим людям. Это всплыло лишь в аэропорту Сингапура: двум женщинам и ребенку пришлось провести несколько суток в изоляторе. Поездка сорвалась, а директор турфирмы стоит на своем: никаких договорных отношений не было, мы помогали бескорыстно.

Теневой бизнес многолик. Несложно здесь найти и тех, кто даже не пытается действовать законно. Минчанин Олег продает зарубежные сладости премиум-класса, которые на полках наших магазинов не встретишь. Клиентов находит через соцсети. Связываюсь с ним под видом клиента — хочу оформить заказ на 70 рублей.

— Вкусняшки приедут через неделю. Оплата наличными при встрече.

Интересуюсь, можно ли получить чек? Беру, мол, в подарок коллеге, скидывались всем офисом — надо подтвердить покупку. Ответ получаю быстро:

— Чека не будет. Покажите им переписку.

Настаиваю: нужен документ. К концу жаркого спора Олег сдается:

— Могу дать вам чеки зарубежных магазинов. Добавьте туда 20% и переведите по курсу. Получится сумма к оплате.

Специалистам Министерства по налогам и сборам с такими “бизнесменами” иметь дело доводится нередко. Среди сфер, где острее всего стоит проблема незаконной предпринимательской деятельности, — торговля, ремонтно-строительные услуги, производство мебели, СТО, такси. К примеру, в конце прошлого года инспектора вышли на гродненчанина, который на протяжении двух лет нелегально продавал электроинструмент, а объявления без опаски размещал в интернете. Житель Столинщины незаконно оказывал услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Ему вынесли предупреждение плюс взыскали неуплаченные в казну деньги. Еще пример: инспекция МНС по Гродненской области вышла на нелегального таксиста. Автомобиль и плафон арестованы, доначислен единый налог, а еще штраф — 2300 рублей.

Всего в прошлом году была почти тысяча таких случаев. По результатам проверок МНС в бюджет страны доначислено более двухсот тысяч рублей налогов, арестовано товарно-материальных ценностей и незаконного дохода почти на 3,6 млн рублей.

Впрочем, в тени трудятся не только обычные граждане. Обойти закон общего котла пытается и крупный бизнес. За рубежом то и дело гремят офшорные скандалы. У нас же предприниматели не брезгуют прибегать к услугам лжепредпринимательских структур, по-простому — “финок” или “помоек”. С их помощью пытаются уйти от налогов, легализовать незаконно приобретенные товары, обналичить сомнительные деньги или, наоборот, наличные перевести в безнал. В прошлом году сотрудники Департамента финансовых расследований КГК пресекли деятельность 8 преступных групп, организовавших регистрацию и функционирование 54 лжеструктур.

Для борьбы с теневой экономикой у нас делается многое. Однако важно не только карать, но и создавать условия, в которых работать честно было бы выгоднее. В частности, осенью минувшего года был расширен список видов деятельности, которыми разрешено заниматься без регистрации ИП. Достаточно заплатить единый налог — и можно легально создавать дизайны интерьеров, разрабатывать сайты, ремонтировать обувь и так далее. Введен уведомительный порядок для старта своего дела, снято множество административных барьеров.

Одна из задач принятого в этом году Декрета № 1 — вывести на свет тех, кто работает неофициально. Начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты населения Олег Токун озвучил цифру: около 250 тысяч человек (данные по итогам 2016 года) — это те, кто находился вне поля зрения официальной статистики. Как люди зарабатывают на жизнь, неизвестно. Нет сомнений, что часть из них трудится в тени. Предполагается, что такие граждане будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Тем временем, согласно докладу Международного валютного фонда, объем теневой экономики у нас составляет 32,37% ВВП. Для сравнения: в Казахстане — 32,82%, России — 33,72%, Украине — 42,9%. Однако рассчитывать на то, что либерализация сведет этот показатель к нулю без каких-либо дополнительных мер, вряд ли приходится. Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц объясняет:

— Есть пресловутое выражение Маркса о том,  что, если обеспечить капиталу 10% прибыли, он согласен на всякое применение, а при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти. В то же время полностью перекладывать ответственность за борьбу с теневой экономикой на правоохранительные органы — неэффективно. Сегодня в мире борьба с декриминализацией идет по двум направлениям. Если упрощенно, в сфере государственного регулирования — в сторону либерализации и уменьшения вмешательства государства, главным образом контрольных и правоохранительных ведомств, в деятельность субъектов хозяйствования. В бизнес-среде — в сторону повышения ответственности самих компаний за экономические правонарушения, особенно в области налогообложения.

Одна из больных тем — зарплаты “в конвертах”. В Германии предприятия, на которых были обнаружены нелегальные работники, подлежат исключению на три года из государственных закупок. Стоит ли нам учесть этот опыт? Мария Акулова, эксперт Центра экономических исследований БЕРОК, объясняет:

— Причины для ухода в тень могут отличаться. Что касается нашего корпоративного сектора, представители бизнеса не раз говорили: высок уровень налоговой нагрузки. Если мы берем все налоговые выплаты, он может превышать 50%, в то время как даже в остальных странах Таможенного союза процент значительно ниже. Но решить проблему, убрав отчисления в ФСЗН, без реформирования пенсионной системы невозможно. Это все нужно делать в комплексе — допустим, вводить личные накопительные счета работникам. Если мы будем говорить о малом бизнесе, то здесь ключевой фактор — различные административные барьеры. И как раз то, что в последнее время были приняты декреты по развитию предпринимательства, — это позитивный сигнал.

Полностью решить проблему теневой экономики не удавалось еще ни одной стране. Но снизить ее объем — вполне реально. Мария Акулова уверена: нужно фокусироваться не только на штрафных санкциях, но и пытаться заинтересовать бизнес — позитивный эффект будет выше, если государство предложит предпринимателям руку помощи.

Однако нужно понимать и другое: там, где не работает пряник, приходится использовать кнут.

МИРОВОЙ ОПЫТ

• В Швеции, Бельгии и Франции существуют налоговые льготы для отраслей, где наблюдается высокий процент незарегистрированных работников.

• В Литве еженедельно проводят “чековую лотерею”: жителей призывают требовать у продавцов кассовые чеки, которые можно будет разыграть в специальной лотерее и получить денежный приз — от 200 до 5000 евро.

• В Бразилии после внедрения интегрированной системы налогов и взносов для малого и среднего бизнеса (SIMPLES) регистрация фирм увеличилась на 10—30%.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter