Валерий Мельников о том, почему белорусы разучились играть в футбол

Сборная. Опять больно

Россия, Бразилия, Иран, Япония, Мексика, Бельгия — как бы нам хотелось продолжить этот логический ряд упоминанием своей страны! Но сегодня с болью приходится констатировать, что от финалистов скорого чемпионата мира по футболу наша сборная дальше, чем кто бы то ни было. Россия, где летом следующего года соберутся сильнейшие команды планеты, рядом, а мы далеки от нее, как Солнце от альфа Центавра.

ФОТО источник

 
Очередная неудача — на этот раз в Борисове в игре со шведами (0:4) — отбросила белорусскую сборную на последнее место в группе.

Посидим – поохаем

Теперь это факт, как говорится, документальный: сборная по футболу, которую в очередном матче отборочного цикла чемпионата мира–2018 шведы размазали по газону «Борисов–Арены» до состояния жидкой массы, опустилась в число самых слабых команд Европы. Докатились до последнего места в своей отборочной группе. Теперь наша компания те, кого раньше мы высокомерно считали ясельной и сопливой группой большого футбола: Андорра и Латвия (Фарерские острова ушли далеко вперед — нам их не догнать), Сан–Марино, Молдова, Казахстан и Мальта, Лихтенштейн, Казахстан и Республика Косово.

Фото Рейтер

В этой беспросветной тьме грустно, тоскливо и хочется выть, но наш постоянный эксперт, чемпион СССР–1982 в составе минского «Динамо» Валерий Мельников, известный болельщикам со стажем под прозвищем Нильс, явился на встречу с хорошим настроением и с порога ошарашил неожиданным заявлением:

— Ты знаешь, а мне игра против шведов понравилась. Правда, только первые 15 минут, когда было хоть чуть–чуть на футбол похоже. И мяч двигался, и игроки на месте не стояли. Только мне показалось, что наш тренерский штаб соперников перепутал. Может, не туда в календарь взглянули? Тактику с уклоном на атаку нужно было использовать против Люксембурга, а ту, что применили там, была более уместна в матче со сборной Швеции. А так, пропустив быстрые голы, психологически расклеились. Хотя и тут отмечу нападающего Антона Сороку: парень старался, боролся.

— То есть вы считаете, что в футбол наши парни играть все–таки умеют? Потому что Игорь Криушенко, например, перестал быть добреньким и метаться «между умными и красивыми», заняв на послематчевой пресс–конференции конкретную позицию двух своих предшественников — Георгия Кондратьева и Александра Хацкевича. Давайте вспомним. Вот что говорил Кондратьев: «Одного старания мало, нужно еще и уметь играть в футбол. Наш юношеский футбол проигрывает все, наш взрослый футбол в состоянии таком, что у нас всего два человека играют, остальные в глубоком запасе. Мы уже отстали, не хочу говорить, что навсегда, но сильно от ведущих стран. Даже если собрать в одного тренера все лучшие качества всех тренеров мира, вы думаете, он научит наших футболистов играть по другому?» А это слова Александра Хацкевича: «В чемпионате Беларуси нет футболистов для национальной сборной. Мне журналисты предлагали обратить внимание, к примеру, на игроков из «Крумкачоў». Я им отвечал так. Ну вот вы, профессиональные журналисты. Знаете уровень сборной. И приедет парень, который три года назад работал на рынке. Как он сможет выступить против той же сборной Болгарии? Я не говорю уже про французов или испанцев... Да, есть БАТЭ, минское «Динамо» и «Шахтер», но остальное... В Беларуси нет ни чемпионата, ни футболистов, которые могут играть в национальной команде. У нас юношеские команды уже проигрывают Латвии, Эстонии, Литве...» Ну и напоследок сам Криушенко: «Хочется провалиться от стыда. Игроки сборной не имеют права допускать такие чудовищные ошибки. Я не вижу, кто может повести за собой в трудную минуту. И обижаться на эти слова не стоит, я всегда в жизни стараюсь быть объективным и никого не обижу без причины. Обижаться нужно не на меня, а на себя. Если ты мужик — выходи и доказывай. А если тряпка, что сделаешь?..»

— Тренеры, безусловно, знают, о чем говорят. Игра в обороне в матче со шведами — это действительно край. Ребята, ну вспомните хотя бы, как играло киевское «Динамо» Валерия Лобановского! Там защита была непроходимая, причем встречали уже у центрального круга. Только половину поля перешел — все, все пути закрыты: и отдать некому, и сам под прессингом. Каждый знал свое место, друг друга страховали. А у нас центральная ось просто катастрофически слабая! К тому же ребята не только слабо мыслят позиционно (и отсутствие Александра Мартыновича в составе — это не причина, он тоже ошибается непозволительно часто), но еще и очень медленны, если не сказать инертны и тягучи. Ведь посмотри, нападающие от них уходили, как «Порше» от «Лады–Калины».

Фото Рейтер

— А как оценить ошибку Михаила Сивакова, из–за которой был забит второй гол?

— Первый класс! В том смысле, что этому учат еще в ДЮСШ: последний защитник не имеет права на обыгрыш, он должен действовать максимально просто и надежно. Это аксиома. Миша, кстати, был неплохим центральным полузащитником, подавал большие надежды: мог хитро задумать и точно отдать, исполнить. Был не ремесленником, а пытался творить на поле. Куда что подевалось? И так ведь со многими нашими ребятами происходит. Слоняются из аренды в аренду, решая свои финансовые вопросы, а в сборную приезжают без энтузиазма и гордости, что позвали. Потому и играют без желания. Мне кажется, у них нет в сердце и в голове четкого понимания, зачем они это делают, для чего выходят на поле, нет цели.

— Я выскажу свою точку зрения, не претендуя на истину, конечно. Мне кажется, что нашей федерации нужно ответить общественности за провал. А так вроде бы что–то делается, а что, где, кем и для чего — совершенно непонятно. Сплошная демагогия. Национальное первенство уже давно утратило интерес публики.  Так для чего федерация? А ведь что–то делать критически необходимо. Сделайте вторую лигу любительской, разбейте ее на областные зоны — получите полноценный турнир с участием 40 — 50 команд. Первую лигу переформатируйте в 18 клубов. И в высшем дивизионе должно быть максимум 12 команд. И не давайте себя обворовывать. А то уезжает Кирилл Капленко в Россию — ну и ладно. Как будто у нас такие талантливые футболисты полянками под кустами растут. Милевского в свое время тоже украли, но за него боролись, скандалили, в УЕФА писали, судились! А тут — тишина. Только мертвых с косами не хватает.

— То, что сейчас происходит в нашем чемпионате, я называю «футбол по переписке». И с тобой согласен: первенство нужно срочно спасать, иначе скоро наша сборная не выиграет даже у команды Гибралтара. Ведь мы проваливаемся по всем фронтам, национальная сборная — это лишь вершина айсберга. Брестское «Динамо», которое нынче считается у нас очень крепким клубом, поехало на товарищеский поединок к одноклубникам из Киева и было бито там вторым составом киевлян нещадно и с особым цинизмом — 0:7! А вспомните визит нашей молодежки в Россию и те же 0:7 от сверстников. Хоть караул кричи.

Фото Александра Кулевского

— Значит, все безнадежно? А чему вы тогда радуетесь?

— А потому, что знаю, что белорусы — талантливые люди. И в футболе в том числе. Я не верю, что во всей стране нет двух десятков уважающих себя мужиков с характером, способных здорово играть в футбол. Их просто нужно отыскать и в них поверить. Хотя мне многое непонятно пока в отношении нашей сборной. Зачем, например, на сбор вызывают по 30 человек? Дайте вы повару отдохнуть, он же вспотеет пока всех накормит! Тренер должен выбрать скелет и наращивать на него потихонечку мясо, должен быть костяк! Зерно! И это, мне кажется, при всем к ним уважении, не Филипенко с Сиваковым. Смелее доверять молодежи! Бросать ее в бой! В сборных Франции, Голландии, Люксембурга на поле выходят 19 — 20–летние парни и долбают нас и в хвост и в гриву. И знаешь еще о чем мне подумалось? Должны быть в сборной игроки узкого профиля: правые защитники, левые хавы... У каждого футболиста обязан быть свой конек. А то у нас вдруг все универсалами стали, а это из разряда «мы все учились понемногу чему–нибудь и как–нибудь». Результат, как говорится, налицо.

skanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter