В белорусско-российском приграничье оборот контрафактного алкоголя увеличился в полтора раза

Сбить градус контрафакта

Проблемы ликеро–водочных и спиртовых заводов оказались в центре внимания не случайно. В этом году отрасль заметно «просела». Разбираться в непростых вопросах пришлось на уровне Президента. Тогда и выяснилось, что именно создает проблемы. Хронические долги торговых организаций, с одной стороны, а с другой — сильная конкуренция в лице... теневиков. После поручений, данных Президентом, в регионах уже последовали видимые перемены.


Такие микроавтобусы, начиненные российским подпольным фальсификатом, регулярно задерживают в Гомельской области.

Комитет госконтроля Гомельской области еженедельно сверяет желаемое и действительное. За последнее время долги крупных торговых организаций перед местными заводами не просто сдвинулись с мертвой точки, а заметно опустились до разумного минимума. Заместитель председателя областного КГК Андрей Сущевич констатирует:

— Изначально торговые организации страны были должны местным поставщикам ликеро–водочной продукции 271 миллиард рублей, в том числе 155 миллиардов платежей оказались просроченными. На конец августа эта сумма снизилась до 84 миллиардов. И работа по проблемным расчетам продолжается.

В приграничье юго-востока Беларуси поток контрафактного алкоголя увеличился  в полтора раза

Руку на пульсе держит и торговая инспекция Гомельской области. Руководитель регионального подразделения Алексей Боярин со своими специалистами ныне работает на ликеро–водочном и спиртовом заводах в Гомеле и Мозыре — проверяют реальное движение просроченной задолженности. Но это лишь одна часть мониторинга по назревшей проблеме. Вторая — непосредственно магазины. Алексей Боярин очерчивает динамику перемен:

— Для производителей ситуация улучшилась значительно. Мы отслеживаем положение дел по расчетам местной торговли с белорусскими заводами в целом. К началу сентября острота просроченной задолженности снята. Теперь разбираемся с текущими платежами. Причины образования долгов, конечно же, разные. Есть торговые организации, которые уже ликвидировались или находятся на стадии закрытия, есть закредитованные, а есть и такие, долги которых объяснить трудно.

Примеров у собеседника достаточно. Приводит один из последних: гомельское общество с ограниченной ответственностью проверяли по ценообразованию. Тут же параллельно выяснилось: есть у фирмы и просроченная задолженность за продукцию Витебского ликеро–водочного завода «Придвинье». И, надо сказать, коммерсант сумел погасить затяжные неплатежи буквально в течение суток.

Разумеется, проблема ликеро–водочных заводов не только в накопившихся долгах торговли. Она также в острой необходимости поиска новых рынков сбыта, наращивании экспорта, которые и создают дополнительные точки опоры. Здесь пока все скромно, работа еще предстоит, и она должна быть столь же активной и эффективной, как и расчеты по долгам. Но если в отношениях с открытыми игроками этого рынка схема действий в целом понятна, то противостояние теневым потокам алкоголя требует иных шагов.

Ночные ограничения на продажу спиртного в магазинах, которые до недавнего времени регулярно вводились в наших городах и теперь отменены, мгновенно компенсировал контрафакт из России. Тысячи литров «потекли» через приграничье в страну. К слову, пути–дороги винно–водочных караванов известны. Тайными и явными тропами Добрушского и Ветковского районов просачиваются десятки автомобилей, груженных нелегальной продукцией. Рейдовая работа силовиков на этих участках, и без того постоянная, ныне усилена многократно. Партии горячительных напитков задерживают едва ли не ежедневно. Рассказывают в управлении внутренних дел Гомельского облисполкома:

— Рост нелегального оборота очевиден. С начала года на территории Гомельщины задержано 270 тонн теневой алкогольной продукции. Для сравнения: в минувшем году за такой же период было только 140.

В правоохранительных органах отмечают и перемены на теневом рынке. Если раньше, к примеру, из России в основном везли пластиковые канистры со спиртосодержащей жидкостью, которую уже в Беларуси подпольно разводили водой, превращая в конечный продукт, то теперь в страну пошел готовый алкоголь, немаркированный акцизными марками. Водка, виски, коньяк... Товар опять же сомнительного разлива и опасного для здоровья качества. Откуда, спрашивается? Достаточно кликнуть нужные сайты. И предложения российских подпольных заводов не заставят себя долго ждать. Так называемые аналоги известных алкогольных марок предложат в любом количестве и по крайне заманчивой цене. Бутылка фальсифицированной водки, к примеру, обойдется в 35 тысяч рублей. О том, что этот паленый продукт может покалечить или довести до могилы, задумываются далеко не все. Бросовая стоимость затмевает риск. А масштабы теневого бизнеса весьма серьезны. Совсем недавно, к примеру, только в Тульской области закрыли пять подпольных алкогольных заводов.

Как остановить этот мутный поток? Здесь видится радикальный выход: ужесточить ответственность за перемещение и хранение алкогольного контрафакта. То есть сильно ударить по рукам. Предложения законодателям уже поступили. Силовики стоят на том, чтобы вместе с паленым товаром конфисковывать и автомобили, на которых его привезли.

В то же время

Недавно в гараже у жителя Калинковичей сотрудники милиции изъяли более 1 тысячи литров алкоголя на 128,3 миллиона рублей. На подпольном складе были как полиэтиленовые канистры со спиртом, так и готовая продукция: водка, ром, коньяк. По словам горожанина, все это он купил в России на автодороге Брянск — РФ.

Кстати

По данным МВД России, в прошлом году на территории страны правоохранительные органы изъяли 3,5 миллиона декалитров контрафактного алкоголя.

dralukk73@mail.ru

Фото пресс–службы УВД Гомельского облисполкома.

Советская Белоруссия № 177 (24807). Среда, 16 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter