Протодиакон Павел Бубнов о том, как любить детей, чтобы не навредить им

Саженцы любви

Вспомним смущающие многих слова Спасителя: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). Оставить детей ради Бога? Как это возможно? О чем вообще идет речь?


А вот о чем. Какая самая главная заповедь Бога человеку? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:36). Любить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумом — это значит, говоря современным языком, любить Его больше всех на свете. Но если я люблю своих детей больше всего на свете, я исполняю или нарушаю эту заповедь № 1?

Действительно, любить больше всего можно и нужно только Бога — Творца и Благодетеля. В семье на втором месте после любви к Богу должна жить взаимная любовь супругов. И наконец, лишь после этого следуют дети. Если в семье уже живет любовь к Богу и взаимная любовь супругов, никакой специальной «любви» к детям и вовсе не нужно. Если родители регулярно общаются с Богом в молитве церковной и домашней, очищают свою жизнь от грехов и возрастают в добре, таким жизненным примером они дают детям самое главное. Их повседневное общение с детьми уже проникнуто любовью, которая не требует никаких внешних проявлений. Никаких «ты меня не любишь, потому что не купила мне куклу».

Но если, забыв о Боге, о своей второй половинке, оба родителя до беспамятства и ослепления «любят» свое чадо, то все это становится похожим на безбожное идолопоклонство. Нередко мы слышим из уст родителей в адрес детей фразу «я тебя обожаю». Именно обожание и обожение (то есть превращение в божка, кумира, все желания которого исполняются) страшно и быстро развращают душу ребенка и поселяют в ней саженец зла, который приносит злые плоды уже в детском возрасте и особенно в подростковый период.

Саженец любви в детскую душу садят родители живой любовью к Богу и друг к другу. А растет он благодаря родительскому вниманию к ребенку, которое на современном языке называется воспитанием.

Во главе воспитания стоит авторитет родителей и его принятие детьми (именуемое в православной традиции послушанием). Дети принимают этот авторитет не потому, что родители хорошие или купили им смартфон, а просто потому, что они родители.

Дети будут пробовать эту истину на прочность — это испытание, через которое нужно пройти, чтобы повзрослеть самим молодым родителям и укрепить саженец добра в душах малышей. Да, если дети поступают неправильно, их нужно наказывать, то есть учить — не ремнем и горохом, а вниманием. Для каждой ситуации подходит свое вразумление. Нельзя бездействовать, оставлять уклонение ребенка к злу без внимания. Вразумление может быть словесным (оно почти не работает у родителей, которые не работают над собой), состоять в ограничении чего-то приятного (подарков, развлечений, свободного времени). Да, это вразумление поначалу неприятно и болезненно для ребенка, но, испытав его несколько раз, он понимает и не идет туда, где неприятно. 

Одним из самых важных проявлений родительской любви к детям является приучение и привыкание их к домашнему труду с раннего возраста, а по мере взросления — и к ответственному труду. Поддержание чистоты в жилище, помощь в покупках и приготовлении еды, помощь в уходе за младшими детьми — все это и многое другое является самым ценным подарком родителей детям. Если делается это без дискуссий, без задабривания, воспринимается как само собой разумеющееся — значит, родители на деле любят детей и подарили им воспитанием очень важный жизненный навык.

Пусть Сам Господь поможет всем нам, ра­зумным родителям, воспитать своих детей с любовью и добром в душе.

Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter