Сайт лучше витрины

Многие сегодня, прежде чем купить товар, ищут информацию о нем в интернете...

Многие сегодня, прежде чем купить товар, ищут информацию о нем в интернете. На сайтах предприятий-изготовителей можно ознакомиться с ассортиментом изделий, подобрать подходящие по внешнему виду, характеристикам, цене. И тут же сделать заказ. Выгодно всем. Покупатель экономит время и деньги. А предприятию не надо тратиться на посредников. Могилевские заводы и фабрики тоже обзавелись сайтами. Но какая от них польза потенциальным покупателям, если ассортимент не обновляется, расценки «спрятаны», приобрести приглянувшуюся продукцию через сеть нельзя?..


Сайт открытого акционерного общества «Могилевтехноприбор» выглядит симпатично. И, что немаловажно, удобен для пользователя. Подробно расписано и проиллюстрировано, какие виды продукции изготавливает предприятие. Где и как ее можно приобрести. Прайс–лист прилагается. Цена с НДС в белорусских, российских рублях, валюте. Казалось бы, оформляй заявку — и товар у тебя в руках.


— Могу я по интернету приобрести у вас закаточную машинку или отпугиватель кротов? — интересуюсь в отделе маркетинга и продаж.


— Через интернет не продаем, — разочаровывают меня на том конце провода. — Приезжайте в фирменный магазин. Там все это купите без наценки.


Посетить фирменный магазин, мне, могилевчанке, несложно. А если деревообрабатывающий станок или бытовой электронасос, изготовленный в Могилеве, понадобился жителю Гродно или Бреста? Информацию, есть ли в других городах фирменные магазины «Могилевтехноприбора», в сети я не нашла.


Зато на сайте могилевского предприятия «ШагоВита», выпускающего детскую обувь, подробно указаны адреса не только специализированных магазинов, но и тех, в которых есть секции продукции фабрики — в Беларуси, России, Украине, Прибалтике, Казахстане и даже Италии. Красочный сайт, казалось бы, всем хорош. Одно неудобно: цена на обувь нигде не значится.


— Это — коммерческая тайна, — объяснила заместитель начальника отдела маркетинга предприятия Ирина Киселькова. — Кому надо узнать цены, позвонят нам или в фирменную торговую точку. Координаты на сайте указаны. Вообще, его мы как визитную карточку разрабатывали. Чтобы оптовые покупатели о нас больше узнать смогли, чтобы им проще с нами было связаться.


Связаться по телефону, узнать расценки несложно. Но ведь это дополнительные хлопоты. Для чего же тогда интернет? Не обесценивается ли сама суть сайта? Ведь потенциальные покупатели хотят не просто черпать информацию из виртуального источника, но и приобретать там реальный товар.


«Как купить вашу кухню в Гомеле? Можно ли заказать ее через интернет и сколько это будет стоить?» «Как можно приобрести вашу продукцию в Минске через интернет?» Подобных электронных писем на сайте ОАО «Могилевдрев» я прочитала немало. Но с интернет–заказами это предприятие, как, впрочем, и остальные, не работает...


Бланки заказа на продукцию на сайтах некоторых могилевских предприятий я все же отыскала. Однако выяснилось, что, оформив виртуальный заказ, реальный товар забирать придется все равно в магазине завода или фабрики. Там же за него и рассчитываться.


...Не слишком удобно. И я, и многие мои знакомые не первый год пользуются услугами зарубежных интернет–магазинов. Приобретают книжные новинки в России, через сеть бронируют места в отеле на Черноморском побережье, заказывают в Польше микроволновки и пылесосы. И до сих пор никто не предлагал им приехать, чтобы забрать товар.


— Предприятия произведенную продукцию реализуют оптом. В розницу ее можно приобрести через торговую сеть, — подчеркивает заместитель председателя комитета экономики Могилевского облисполкома Николай Попков. — Но интернет–сайты им, несомненно, нужны. Так больше возможностей заявить о себе на рынке. Заглянет на сайт оптовый покупатель, заинтересуется товаром — выйдет на производителя, сделает заказ. В прошлом году ссылки на сайты предприятий появились и в портале Могилевского облисполкома. Другое дело, что они есть пока не у каждого. В идеале сайт должен быть минимум на двух языках — русском и английском. Кроме того, обязательно обновляться, содержать информацию о продукции, ее ассортименте, технических характеристиках, цене, способах заказа. Впрочем, афишировать ли цену, многие предприятия решают сами. И продажей через сеть они пока не занимаются.


Хотя наши заводы и фабрики вполне могли бы торговать во «всемирной паутине» наравне с западными конкурентами. Правда, для этого необходимо, чтобы сами они были в этом заинтересованы.


— Есть идея создать портал, в который входили бы все предприятия Могилевщины. Зашел потенциальный покупатель на страничку, отыскал необходимый товар, заказал, оплатил, приобрел, — обрисовывает возможные удобства директор предприятия «Могилевский региональный информационный центр» Сергей Войцехович. — Но появится ли такой электронный магазин в ближайшее время — большой вопрос. На создание портала нужно несколько миллионов рублей. А чтобы он заработал, чтобы предприятия согласились вносить абонентскую плату за пользование ресурсом, понадобится, думаю, несколько лет.


Пока же заводам и фабрикам необходимо усовершенствовать работу своих сайтов. Интернет — большая электронная торговая площадка. И те, кто не научится грамотно пользоваться ею сегодня, рискуют завтра и вовсе потерять заинтересованность потребителей.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter