Нужна ли сегодня астромония

Сатурн почти не виден

Тысячи лет человечество наблюдает за звездами
Тысячи лет человечество наблюдает за звездами. В зависимости от уровня знаний одни исследователи видят в небе огненных богов. Другие — светильники на сфере хрустального купола. Третьи — огромные атомные реакторы, дающие энергию для Вселенной. Всю свою историю человечество неразрывно связано с космосом. Однако в XXI веке общественный интерес к изучению небесных просторов заметно угас. Чем дальше зонды пробираются в глубины галактики, ученые находят следы исчезнувшей марсианской атмосферы, тем меньше внимания этому уделяют наши школьники и студенты. Научный подход с лихвой заменяет поток телепередач и интернет–публикаций о конце света и базах пришельцев на Луне... Почему так мало в нашей жизни астрономии? Да и вообще нужна ли она сегодня?



Кому необходимо небо
Худощавый человек с добрыми глазами встречает меня на пороге. Интеллигентное «вы», приглашение пройти... За стеклом советской «стенки» его фотография — только в космическом скафандре. Владимир Ларионов, безусловно, самый необычный астроном в Беларуси. 

В 1990–м он участвовал в космическом проекте газеты «Правда». Был в отряде из 30 журналистов, один из которых, пройдя подготовку, должен был отправиться к звездам. Однако вместо советского журналиста на орбиту отправился японский международник 
Тоехиро Акияму. Японцы заплатили за полет 37 миллионов долларов.
С тех пор вся жизнь Владимира Ларионова неразрывно связана с космосом. Он занимается астрономическими наблюдениями, преподает астрономию в школах, готовит олимпиадников, которые постоянно занимают призовые места на мировых первенствах.

На мой вопрос о месте астрономии в школьном образовании Ларионов грустно улыбается:

— Никто не зажимает астрономию. В 1969 году, когда я оканчивал школу, было такое же расписание — один «астроурок» в неделю. Тогда молодежь жила космосом. Мы хватали любую информацию. Космос был популярен. За полвека сведений о космосе стало в разы больше: фотографии, фильмы, открытия, но объем учебных часов не изменился. А в 11–м классе, где у тебя с одной стороны тестирование, с другой — первая любовь, чаще всего не до законов Кеплера. Я уверен, что астрономию уже давно можно наравне с географией изучать с 5 — 6–го класса. Почему важнее помнить столицу Марокко, чем уметь составлять календарь лунных циклов, от которых зависит жизнь на Земле?

Владимир Ларионов — один из энтузиастов, который спасал гомельский планетарий. В 90–е «храм космоса» закономерно выселили из Петропавловского собора, но и в новом месте жительства отказали. «Кости» масштабной конструкции до сих пор пылятся по подсобкам и кладовкам. Возродить «музей планет» не удалось. Астроном вспоминает, как чиновники только непонятливо пожимали плечами: мол, «кому нужно ваше небо?».

Знаем меньше, чем древние греки



Действительно, а что мы знаем о небе? Например, древние греки, даже неграмотные, кроме далеких звезд, могли найти 7 небесных тел: Солнце, Луну, Марс, Венеру, Меркурий, Юпитер и Сатурн. Античный астроном Аристарх Самосский за 800 лет до Коперника предположил, что Земля вращается вокруг Солнца. Правда, современники быстро обвинили ученого в безбожии. В век, когда марсоходы присылают на Землю спектральные анализы инопланетных грунтов, религиозных диспутов на тему астрономических знаний граждан не проводят. Да и знания у многих не на уровне диспута. Я обратился к 20 различным людям с высшим образованием, либо получающим его, с очень простым вопросом: сколько планет в Солнечной системе? Только четверо дали точный ответ 8: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс и Меркурий. Один студент матфака даже уточнил, что раньше было 9, но Плутон мировое астрономическое сообщество вычеркнуло из этого списка — маловат оказался для полновесной планеты, да и орбита не под тем углом. Остальные ответы разнились по числовому составу и логическому обоснованию. Например, «если Солнце не планета, то остаются две: Земля и Луна», или «в космосе миллиарды звезд, поэтому никто не может ответить точно, сколько планет». Правда, на вопрос «кто был первым человеком в космосе?» ответили все. О Гагарине, наверное, знают даже туземцы тихоокеанских островов — спасибо советской пропаганде.

Надувной млечный путь

В Гомельской области предприниматель Дмитрий Аникейчик занимается «космическими технологиями». Он колесит по школам региона с надувным планетарием. Внутри такой конструкции с проектором звездного неба помещается целый класс. Вначале, уверяет предприниматель, к его лекциям по астрономии относились настороженно. Теперь каждую неделю — в новой школе. О том, что астрономия интересный предмет, сам Дмитрий узнал только занявшись этим бизнесом:



— У меня в школе астрономия была один год — в одиннадцатом классе. Старый учебник с формулами, которые никто не хотел учить, предмет неэкзаменационный. А сейчас я приезжаю в школу и понимаю, что про звезды, планеты, космос надо рассказывать с начальной школы. Ко мне на экскурсию приходят с 1–х по 9–е классы. Вопросов уйма, глаза горят, они готовы лететь к звездам. Именно из таких увлеченных ребят, наверное, вырастают Гагарины, Королевы, Циолковские...

Это для древних цивилизаций знания астрономических циклов были жизненно важны. Жрецы передавали их из поколения в поколение. Важно было знать, когда сеять, жать, какого ждать прилива, на что ориентироваться. Сегодня эти сведения собраны в GPS–навигаторах и интернет–поисковиках, а рис и гречка для большинства обывателей «растут» в пакетах на полках гипермаркетов. Так, может, стоит забыть про звезды?

Тогда мы превратимся в простых потребителей «звездной информации» — обычных сеятелей, которым «технологические жрецы» будут рассказывать об устройстве мира. В нашей истории уже есть пример, когда интерес к космосу вызвал увеличение технической и научной интеллигенции и, как следствие,  рост научных открытий и уровня технологий. Пик интереса к естественным наукам в СССР пришелся на 60 – 70-е годы. В это время c выбором профессии определялись те школьники, которые наблюдали за запуском первого искусственного спутника Земли, полетом Гагарина, выходом Леонова в открытый космос.

Жизнь на нашей планете зависит от звезды по имени Солнце. И, возможно, звезды ярче светят тем, кто ими интересуется...

Последний из могикан

Наверное, каждому минчанину известно здание с башней в парке Горького. Столичный планетарий — единственныйвыживший в стране осколок космической культуры. Есть еще небольшие «внутренние» планетарии в Витебском университете и педуниверситете им. Максима Танка, созданные альтруистами для научных целей.

Правда, работает столичный планетарий только наполовину. Его главная башня — обсерватория — закрыта на  замок последние 10 лет. Здесь требуется ремонт лестницы, замена дверей, остекление и внутренняя отделка здания. Ремонт собираются начать в нынешнем году за счет внебюджетных средств планетария и меценатов.
А пока главная изюминка столичного «звездного паноптикума» — оптико–механический аппарат звездного неба 1965 года. В выходные планетарий посещают до 2.000 человек. Приходят семьями, классами, студенческими группами. Проекты, кино, лекции окупают «храм космоса» наполовину. Сотрудники планетария с грустью отмечают, что в третьем тысячелетии космос не популяризируют. После распада Союза «вечные звезды» вычеркнули из нашей жизни. Заведующий Минским планетарием Александр Микулич заверяет, что это серьезная педагогическая ошибка:

— В Германии, США, Японии сотни планетариев: маленьких, больших, национальных. Там уже давно поняли, что именно планетарии — центры привлечения к естественным наукам. Космос — это романтика, а романтика манит молодежь. Из этой романтики вырастает интерес к физике, математике, авиа- и машиностроению.

Фото Артура Прупаса, «СБ», Дмитрия Аникейчика, из архива В.Ларионова, БЕЛТА
Советская Белоруссия №69 (24452). Суббота, 12 апреля 2014 года


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter