Александра Городникова и Михаил Мясникович вошли в число призеров на чемпионате Беларуси по спортивным танцам на инвалидных колясках

Саша + Миша = танго

В поселке Колодищи под Минском прошел чемпионат Беларуси по спортивным танцам на инвалидных колясках. В категории «дуо» (когда оба танцора – с ограниченными возможностями) одним из победителей стал дуэт Александры Городниковой и Михаила Мясниковича. Ребята объяснили корреспонденту «Знаменки», чем танцевальная коляска отличается от обычной, а также рассказали, как они спускаются в метро, водят машину и строят свою жизнь.


Александра Городникова

Михаил Мясникович

В метро спускаюсь сама


26-летняя Александра Городникова приезжает на встречу запыхавшейся:

– Простите за опоздание: я пропустила свой автобус.

И в этом вся Саша: она бесстрашно разъезжает по экскурсиям и рок-фестивалям, а по городу перемещается исключительно на общественном транспорте.

– А как вы спускаетесь в метро? У нас ведь даже не на всех станциях есть подъемники.

– Выбираю мужчин покрепче и прошу помощи. Я красивая, так что мне обычно не отказывают, – лукаво улыбается девушка.

Саша родилась со спинномозговой грыжей. Случись это сейчас, не было бы проблемой: современные технологии позволяют удалять грыжу максимально деликатно, причем еще внутриутробно. Но тогда, в начале 1990-х, это было чем-то из области фантастики. Операция, которую сделали девочке в три месяца, прошла неудачно: в положенный срок она не поползла, не встала на ноги.

Если болезнь врожденная, люди легче воспринимают свое состояние, считает Александра:

– У них не было другой жизни, они не знают, как это – ходить, бегать. А когда «ломается» здоровый человек, он переживает сильнейший кризис.

До пятого класса Саша ходила в школу, а потом, когда уроки стали проходить в разных кабинетах, перешла на домашнее обучение:

– Поначалу я пыталась «прыгать» по этажам. Но однажды старшеклассники, которые помогали мне преодолевать лестницы, переусердствовали и оторвали у коляски колесо. И я решила: все, учусь дома.

После школы Саша окончила юридический колледж БГУ, а в этом году собиралась поступать в академию искусств на режиссуру. Она штудировала сборники тестовых заданий, брала дополнительные занятия для подготовки к творческому конкурсу и… не прошла медкомиссию.

– Оказалось, есть постановление, по которому инвалиды не могут учиться на специальностях, связанных с режиссурой, актерской, эстрадной деятельностью. Это очень обидно!


Коляска – это всего лишь транспорт


У 28-летнего Михаила Мясниковича, полного тезки бывшего Премьер-министра, другая история. Он рос обычным здоровым парнем, выучился в БНТУ на инженера-конструктора, успел поработать по специальности и жениться. Два года назад, накрывая крышу на своем будущем доме, Миша упал с высоты, сломав позвоночник.

– В первый год после падения, чтобы избежать осложнений, был вынужден лежать по 20 часов в сутки. Но даже когда необходимость в этом отпала, продолжал большую часть времени проводить в кровати. Выходить на улицу не хотелось – казалось, что все будут на меня смотреть. Перелом случился, когда я попал в лагерь для инвалидов-колясочников и увидел состоявшихся людей, у которых есть работа, семьи. Во мне сломалась какая-то преграда, я понял, что коляска – это всего лишь способ передвижения, и ничего больше.

Сейчас Михаил активный и мобильный: он заново научился делать все домашние дела, освоил машину с ручным управлением. Только с работой, увы, пока не ладится.

– Я до сих пор благодарен компании «Агротехносеть», в которой работал до травмы: узнав о моей ситуации, предприятие оплатило хорошую швейцарскую коляску. Правда, выбирал ее без знания дела, поэтому она оказалась для меня слишком широкой. Недавно специально съездил в Польшу, купил новую. За рулем был сам – это 12 часов в обе стороны.

Сейчас самая главная радость для Михаила – годовалый сын Даниил, который родился уже после падения. Даника коляска не пугает – наоборот, для него нет лучшего развлечения, чем кататься по дому, устроившись у папы на коленях.


Инженерный подход к танцам


В школу танцев на колясках «Дар», которая работает при Белорусском обществе инвалидов, Саша пришла два с половиной года назад, а Миша – всего год.

– Раньше танцами никогда не занимался, – признается Михаил. – Хотя слух и чувство ритма всегда были: я даже в музыкальную школу ходил, играл на баяне. Для меня танцы в первую очередь возможность получить физическую нагрузку – укрепить позвоночник, разработать суставы.

– А еще танцы – это отличный способ раскрепоститься и поверить в свои силы, – считает Саша.

Ребят поставила в пару руководитель школы Анна Горчакова, и не прогадала: спокойный и сдержанный Миша отлично уравновешивает Сашу, взрывную и эмоциональную.

Михаил считает, что у них разные подходы к танцу:

– Когда нужно выучить новое движение, я как инженер раскладываю его на составляющие – мне так легче понять его и запомнить.

Тренируются ребята на особых танцевальных колясках, у которых нет тормозов и смещен центр тяжести. Благодаря особой конструкции они способны вращаться вокруг своей оси с той же скоростью, с которой балерины крутят фуэте.

На чемпионате страны ребята выступали с классической программой: вальс , фокстрот, квикстеп и танго, которое им нравится больше всего. Дебют (для Александры и Михаила это были первые крупные соревнования) оказался необычайно удачным: их дуэт вошел в число призеров и в сентябре поедет в Петербург на Кубок Континентов. И если обычно ребята занимаются по два часа два раза в неделю, то сейчас им придется ездить на тренировки каждый день.

Чтобы откатать танец, нужен как минимум месяц, объясняет Александра:

– Тогда движения доходят до автоматизма, и ты уже не думаешь о технических нюансах, а сосредотачиваешься на своих эмоциях и получаешь от танца ни с чем не сравнимое удовольствие.

Фото Владимира ШЛАПАКА и из личного архива героев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter