Сапожник без сапог?

Транспортное обслуживание в Лиде хорошо разве что тем, что цена талончика (в отличие от минской) осталась здесь прежней - 180 рублей полный и 90 льготный.
Транспортное обслуживание в Лиде хорошо разве что тем, что цена талончика (в отличие от минской) осталась здесь прежней - 180 рублей полный и 90 льготный.

Лидский автопарк практически не обновляется. Степень износа городских автобусов стандартная для провинциальных городов: около 85 процентов машин подлежит списанию. И это при том, что в Лиде есть действующий завод "Неман", который выпускает современные автобусы. Чтобы понять, за чем дело стало, я отправилась прямиком к директору завода Станиславу Рытковскому.

"Наши автобусы городского и пригородного сообщения (трехдверный и двухдверный) в основном покупает периферия: их можно увидеть во многих местечках нашего района. Также в небольшом количестве они идут в Россию", - пояснил С.Рытковский.

Но все-таки основной потребитель продукции "Немана" - внутренний рынок: Гомельская и Гродненская области, отчасти Витебская. К сожалению, на нем здешние машиностроители теряют позиции. Брестчина отказалась от лидских автобусов - регион сам собирается наладить такое производство. В Минске, как известно, делают "мазовские" автобусы. Директор считает: "Беда не в том, что у нас много заводов производят автобусы, тем самым замещая импорт. На мой взгляд, тут надо смотреть глубже: если бы автопарки страны имели возможность обновляться, то работы хватило бы и "Неману", и "МАЗу".

При мощностях 5 автобусов в месяц местный заводик выпускает от силы 2 - 3. Большая радость для коллектива, что единичные изделия в цехах не задерживаются. Кроме поиска покупателей, головная боль для руководства - как сохранить хотя бы оставшуюся часть работающих (было около 700 человек, сейчас под 400). Стратегия как нельзя более приземленная: лишь бы заработать, продержаться, не потерять все. Прогноз на будущее тревожный. Модернизироваться не на что. Хотя местная "вертикаль" старается всеми правдами и неправдами помочь "Неману", по возможности поддерживает и область. Однако экономика оказывается сильнее эмоций и желаний. В прошлом году "МАЗ" дал на Гродненщину 15 своих автобусов, и регион до сих пор не может за них рассчитаться. Понятно, чтобы покупать автобус местного производства (хотя бы из патриотизма), у здешних автопарков нет средств.

Так что по части общественного транспорта Лида рискует оказаться в положении "сапожника без сапог".

Впрочем, сами неманцы не опускают руки: занялись ремонтом автобусов, есть договора на ремонт 10 машин. Ищут спонсора. Говорят об акционировании, стремятся найти солидного инвестора. Установили контакты с российским "АвтоВАЗом". Намерения трудно трансформировать в конкретные бизнес-планы, потому что потенциальных партнеров сильно смущает доморощенность этого лидского производства и его высокая затратность.

В итоге выходит, что по улицам родного города на своих четырех колесах далеко не уедешь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter