Сапожки для санинструктора

О сибирячке Анне Стойлик, попавшей в конце лета 1942-го под Сталинград помощником командира санитарного взвода, в газетах писали довольно часто...

О сибирячке Анне Стойлик, попавшей в конце лета 1942-го под Сталинград помощником командира санитарного взвода, в газетах писали довольно часто. Прочитав одну из таких публикаций, бывший артиллерист 308-й отдельной стрелковой дивизии одессит Борис Филиппов прислал в Шумилино, куда Анна Куприяновна переехала после войны вслед за мужем, такое письмо: "На подступах к Сталинграду все мы восхищались мужеством нашего санинструктора, девушки из Омской области, которая, несмотря на невысокий рост и юный возраст, каким-то непостижимым образом ежедневно перетаскивала на своих хрупких плечах десятки раненых мужчин. Я помню, как у станицы Котлубань меня тяжело ранило в ногу. Она перевязала меня, укрыла своей шинелью, потому что после дождя было холодно, и дежурила возле меня, пока на подводе не приехал старшина. Мне кажется, этой девушкой были вы. Я от души благодарю вас за то, что вы спасли мне жизнь. Земной вам поклон!"


Я разыскал Анну Куприяновну Лосеву (Стойлик) в санатории "Летцы" Витебского района, куда она отправилась отдохнуть и подлечиться.


- Я ведь тогда, 21-летняя девчонка, о героизме не думала, - вспоминает собеседница. - Много было всяких дней, страшных, тяжелых. Хотя, возможно, одна двухчасовая встреча после Курско-Орловской операции, когда нас отвели с переднего края для переформирования, врезалась в память сильнее всего. В погожий солнечный денек меня, а также еще пять девушек, военных фельдшеров, вызвали в штаб дивизии. Нам сообщили, что съемочная группа какого-то фильма о войне хочет с нами пообщаться. Мол, артистам необходимо узнать, как санинструкторы выполняют свою работу, как ведут себя в разных ситуациях, что чувствуют. Нам сказали, что среди прибывших были поэт Константин Симонов и его жена актриса Валентина Серова, которой он посвятил известное стихотворение "Жди меня". Симонова мы не видели, а вот Серова задавала много вопросов, читала стихи мужа, которых мы еще не слышали. Ее заинтересовал мой орден Красного Знамени. "За что вы его получили?" - спрашивает. Ну я и рассказала, как во время боев за Сталинград спасла раненого сержантика, который поджег немецкий танк. Под огнем доползла до него, перевязала, уложила на плащ-палатку и дотащила до нашей траншеи. Похоже, ей мой рассказ понравился. Она обняла меня, поцеловала и снимает свои новенькие солдатские сапожки: "Примерьте!" Они мне оказались впору. "Носите, - говорит, - вам еще далеко шагать. А мне ваши фронтовые подойдут".


И Анна дошагала до Берлина. Уже после победы она узнала, что фильм, снятый по сценарию Симонова и вышедший на экраны в 1944-м, назывался "Дни и ночи". Роль санинструктора Ани Клименко в нем сыграла актриса Анна Лисянская.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter