Сапог с золотом для невесты

Казалось бы, пышные свадебные обряды с неизменными караваем и шампанским, дружными криками "Горько!" и ослепительно белым платьем невесты существовали испокон веков.
Казалось бы, пышные свадебные обряды с неизменными караваем и шампанским, дружными криками "Горько!" и ослепительно белым платьем невесты существовали испокон веков. Признаться, и я так думала, но, оказывается, ошибалась.

В средние века белорусы праздновали рождение новой семьи совсем иначе, нежели сейчас.

Вот что рассказал заведующий научно-исследовательской лабораторией белорусского фольклора филологического факультета БГУ Василий Литвинка. Оказывается, средневековая белоруска создавала семью в 18 лет. В старину считалось так: чем раньше выйдешь замуж, тем лучше, ведь потом никто может и не посвататься. Та, которой перевалило за 20, рисковала вековать старой девой. А молодому человеку, напротив, полагалось быть старше своей избранницы лет этак на десяток и иметь кое-какой материальный достаток. Создание семьи воспринималось не только и не столько как союз любящих сердец, а как хозяйственная, с обоюдной выгодой заключенная сделка на всю жизнь. Девочку готовили к замужеству с детства: она должна была припасти свадебное приданое - около сотни одних только рушников, вышитых долгими зимними вечерами. В традиционной матримониальной культуре Беларуси женщина прежде всего считалась хранительницей, продолжательницей человеческого рода. Отсюда - непременное условие: выходить замуж только девушкой. Тогдашнее общество не знало разводов. "Женился - навек женой подавился" - по такому принципу жили наши предки. Значит, какой бы ни оказалась вторая половина, расстаться с ней уже было нельзя.

В старину непосредственно свадьбе предшествовало много ритуалов. Вначале сваха - контактная дама, наделенная качествами современного менеджера, - собирала по деревне сведения о парнях и девушках. Порой она умудрялась убедить односельчан, что некоему Ивану просто необходимо жениться на некоей Марье. Затем к девушке приходили сваты и приносили емкость, наполненную рожью и перевязанную красной ленточкой. Рожь символизировала достаток, которым молодой муж обещал наделить свою избранницу, а ленточка означала невинность невесты. Если юноше отказывали в сватовстве, ему выносили тыкву: отсюда, кстати, и произошел фразеологизм "даць гарбуза". Это считалось жестоким оскорблением, признанием никчемности парня, позором на всю жизнь. Но если семья девушки решала, что свадьбе быть, следовал третий, самый, пожалуй, ответственный ритуал - "рукобитье". Семьи жениха и невесты договаривались о приданом. А девушка в знак окончательного согласия выйти замуж дарила избраннику свою ночную сорочку как символ собственного тела. Этим она обещала, что лишь ему будет всю жизнь принадлежать. И уже не имела права передумать. Иначе неудавшийся жених цеплял ее сорочку на шесток и носил по всей деревне. После такого "черного пиара" девушка почти наверняка оставалась одна на всю жизнь...

Ударили по рукам - и начинались непосредственно свадебные ритуалы. В четверг несколько родственниц невесты пекли каравай, который символизировал единение рода. Чтобы брак был счастливым, в этом процессе не полагалось участвовать вдовам, а старшей каравайницей выбиралась непременно удачливая в семейной жизни женщина. А в субботу, в последний день незамужней жизни, невеста устраивала с подружками девичник. Девушки болтали о любви, пели песни и плели свадебный венок из цветов, к которому сзади прикреплялись разноцветные ленты. Это и был единственный свадебный убор белоруски: ни фаты, ни пышных белых платьев в старину не существовало. По традиции, девушка выходила замуж просто в нарядной одежде.

А в воскресенье на свадьбе гуляла вся деревня. В христианские времена угощению предшествовало венчание. Главное застолье проходило в доме невесты, и поздно вечером ее забирали в дом жениха. Там гости продолжали пиршество, а новобрачных вели в клеть, где для них была приготовлена постель. Молодой жене полагалось разуть благоверного. И когда она снимала с него сапог, муж... изо всех сил бил ее ногой в лицо. До крови. За что же он с ней так жестоко? В старину этот неизменный и обязательный свадебный обряд считался испытанием на жизненную стойкость. Не стукнула молодая своего новоиспеченного супруга в ответ - значит, наделена терпеливостью, необходимой женщине в семейной жизни, значит, выдержит возможные тяготы замужней жизни. А потом муж насыпал в тот сапог золота или серебра, и это становилось богатством жены. Кстати, именно из-за этого болезненного обряда и отказалась гордая Рогнеда выходить замуж за киевского князя Владимира: она хотела разувать не сына рабыни, а равного себе потомка "голубых" кровей.

Второй свадебный день праздновали в доме жениха. Все - и молодые, и гости - обливались водой из колодца, которая, по поверью, спасала от всех болезней. Невесту проверяли на пригодность к семейной жизни: она подметала пол и пеленала младенца. Обязательный ритуал - покрывание молодой - сохранился и поныне. С новобрачной снимали свадебный венок, символ девичества, и накрывали женским головным убором намиткой - куском сурового льняного полотна. А в доме невесты оставшиеся там гости шутки ради заставляли старика, переодетого невестой, и старуху в костюме жениха изображать "подставных молодых". Разгульное веселье до упаду продолжалось и весь следующий день...

В некоторых регионах Беларуси новобрачную спустя три дня после свадьбы принимали в семейную компанию. Ритуал этот напоминал предсвадебный девичник, но его участницы - молодые замужние женщины - делились с ней секретами семейной жизни.

Откуда, интересно, пошли свадебные цветочки, которые прикрепляются к одежде гостей? По словам Василия Дмитриевича, они обозначают часть невестиного венка. А "знак отличия" семейных людей - обручальное кольцо - атрибут более поздний, возникший в те времена, когда не хлеб, а золото стало главной материальной ценностью. Кроме того, кольцо отражает культ солнца...

- Не все старинные обычаи можно переносить на современность, - говорит Василий Дмитриевич.

Нам, современным людям, некоторые из них кажутся излишне наивными. Некоторые окончательно осели в прошлом. Однако кое-чему нам все же, думаю, стоит поучиться у предков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter