О специфике следственной работы в Минской области

Саперная работа

Минская область — второй по величине регион Беларуси: 22 района и город областного подчинения Жодино, в которых проживают почти полтора миллиона человек. О специфике следственной работы на этой территории рассказывает начальник областного УСК Павел Игнатов.

Павел Игнатов
Павел Игнатов

— Минщина — крупнейший сельскохозяйственный и агропромышленный регион, — напоминает полковник юстиции. — Значительная доля промышленности находится в Солигорске, Борисове, Жодино, Слуцке, Молодечно. Это довольно крупные города, которые привлекательны и для преступности.

Большинство наших уголовных дел возбуждено по хищениям собственности. Недавно, к примеру, задержали организованную группу, которая за полгода обокрала более 20 коттеджей в Минском районе. О тонкостях следственной работы рассказывать не стану, однако поймите, ошибается тот, кто думает, будто подобное пройдет бесследно. Существуют ведь определенные методики, а следователи и эксперты отлично знают, где и какие следы искать. К тому же имущественные преступления, как правило, совершаются похожими способами.

— А, скажем, экономические преступления?

— Они сложнее в доказывании и в основном — многоэпизодные, совершаются группами. К примеру, сейчас Минское УСК расследует дело в отношении шести белорусов. Они зарегистрировали 5 проектных организаций, которые помогали скрывать нелегальный доход более чем сотне проектировщиков из Минска, Брестской и Могилевской областей. Кстати, доход только 8 этих специалистов превышал 2 миллиарда рублей. Аналогичным образом действовали аферисты из Минска и района. Двое из них до сих пор находятся в межгосударственном розыске. Три года мошенники помогали белорусским предприятиям обналичивать левый заработок через 127 подконтрольных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. А один из фигурантов даже покупал для этого иностранную валюту по паспорту гражданина РФ со своей вклеенной фотографией. На махинациях банда заработала более 260 миллиардов. Теперь все 105 томов уголовного дела изучают в прокуратуре.

— В государстве идет принципиальная борьба с коррупцией. Какова картина в области?

— За 11 месяцев этого года мы окончили расследование 29 уголовных дел коррупционной направленности. Сейчас они рассматриваются в суде. Обвинения предъявлены 32 гражданам. Причем такие преступления выявлены практически во всех отраслях. Недавно завершилось расследование в отношении руководителей солигорской автошколы «АМОК», которая пять лет продавала своим ученикам свидетельства о прохождении обучения. Многочисленные факты «благодарностей» от курсантов стали известны следствию еще на предварительной стадии. Осужденные также подбивали будущих водителей давать взятки сотрудникам ГАИ.

Как минимум пяти взяткополучателям и взяткодателям будет предъявлено обвинение в очередной преступной эпопее. Среди подозреваемых — мастер и другие представители филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго», руководители одного из предприятий Минского района. Первые освобождали последних от оплаты в полном объеме потребляемой энергии. Тех и других сотрудники КГБ задержали при передаче очередных пяти тысяч долларов.

— Тема спайсов — тоже одна из самых тревожных...

— В этом году в области стало вдвое больше преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Из 320 человек, которых мы привлекли к ответственности, 11 несовершеннолетних. Почти четверть наркопреступлений совершает молодежь в возрасте до 21 года. Одни воспринимают это как доходный бизнес и почему–то не учитывают перспективу провести лучшие годы за решеткой. Другие бездумно относятся к последствиям потребления этой отравы. Наиболее печальные сводки приходят из Минского, Борисовского, Солигорского, Слуцкого и Дзержинского районов. Сейчас УСК расследует дело в отношении учащейся Дзержинского колледжа. Ее мать стала замечать, что ребенок чахнет на глазах, не ест, не спит, ведет себя странно. А однажды пришлось вызвать «скорую»... Благо спасли. Оказалось, что подросток уже полгода сидел на спайсах.


Павел Владимирович не скрывает, что нагрузка у следователей часто запредельная:

— Если свое дело не любить и не испытывать творческого азарта, то не выдержишь, сломаешься.

— Наверное, сложно сохранить интерес к работе, занимаясь мелочевкой?

— Во–первых, есть ведь разные специализации. А во–вторых, преступление, которое кажется простым, не обязательно таковым является. В любом случае «расслабленным» быть нельзя. Дело в том, что у следователя работа сродни саперу. Ошибка приводит к взрыву.

— Вы ведь и сами нередко выезжаете на места преступлений?

— Конечно. Недавно был в Вилейском районе. Там нашли труп местного жителя, который с 15 ноября считался без вести пропавшим. Это было умышленное убийство. Аналогичное преступление в Слуцке — нападение на пенсионерку — мы раскрыли за неделю. На местах всегда нужно работать спокойно и методично. Усердие, неторопливость и внимательность окупятся сторицей. Порой даже мельчайшая деталь позволяет понять, что произошло, и найти виновного.

— Что же вам подсказала общая картина на месте ЧП в Слуцке?

— Сначала я представил себе психологический портрет потерпевшей. Она была замкнутой, круг общения довольно узкий. Затем сопоставил все это с местом, где нашли жертву, с расположением предметов, следов. Мысленно попытался пройти путем злоумышленника: почему убил, как смог приблизиться к человеку, почему одни вещи похитил, а другие нет?.. Многое указывало на то, что жертва хорошо знала убийцу и не боялась его. Как оказалось, убил старушку ее родственник — наркоман, позарившийся на деньги пенсионерки.

Впрочем, каких только историй не было в служебной биографии полковника. В начале 2000–х тогда еще старший следователь прокуратуры Минского района Игнатов вычислял серийного убийцу. На протяжении полугода маньяк изнасиловал и убил 12 девушек. Тела прятал в лесу, иногда расчленял и сжигал. Жертвами становились те, кто ловил попутку на выезде из Минска: их он подвозил... до ближайшего леса. Одной девушке удалось бежать, и она обратилась в милицию. Преступника задержали.

— Павел Владимирович, ваши подчиненные говорят, что благодарны вам за заботу о коллективе.

— Приятно. Я действительно считаю, что прежде всего нужно создать условия для работы. Сейчас ряд наших подразделений находится в отдельных зданиях, технически оснащены. Есть большое подспорье — экспертизы.

— Кстати, не расхолаживает ли это ваших подчиненных, оперативников? Мол, эксперт обязательно что–нибудь найдет, подождем.

— Нет, что вы. Все работают вместе и одинаково стараются.

— Вы возглавили управление в 2013–м, пришлось ли что–то в нем менять?

— Коренным образом нет, разве что детали. За основу я брал то, что уже было создано. Курс верный, этим путем и развиваемся. Вместе с тем определенную ставку делаю на молодых и перспективных сотрудников, рекомендую их на руководящие должности. Хотя понятно, что в первую очередь — ставка на опыт.

Фото Татьяны Столяровой.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия №236 (24617). Четверг, 11 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter