Сантехники в сетях.

Сможет ли появление специалистов ЖКХ во всемирной паутине упростить коммунальные будни жильцов?

Сможет ли появление специалистов ЖКХ во всемирной паутине упростить коммунальные будни жильцов, в то время как продвижение сайта стало еще дешевле?

Мировая тенденция развития виртуального рынка товаров и услуг, похоже, скоро дойдет и до бытового обслуживания. В Беларуси уже мало кого удивишь покупкой книг и бытовой техники в интернет- магазинах или заказом там же еды и фильмов с доставкой на дом. Решать же бытовые проблемы мы пока предпочитаем при личном контакте. Но и сфера услуг ЖКХ вскоре может уйти в сеть: в стране активно множатся сайты коммунальных служб. «НГ» выяснила, когда мы сможем пользоваться услугами ЖЭСов через сеть и поможет ли это улучшить качество обслуживания.

Очередь в ЖЭСе как страшный сон

С одной стороны, ничего странного в такой перспективе нет: процесс осовременивания работы ЖКХ начался у нас не так давно, но идет довольно быстрыми темпами. Многие белорусы еще прекрасно помнят, чего стоило лет шесть назад попасть на прием к бухгалтеру или паспортисту в ЖЭСе, вызвать на дом мастера или оплатить жировку. Без обязательных очередей такие “проблемы” не решались.
Реорганизация работы ЖКХ в целях удобства жильцов началась пять лет назад с создания на базе нескольких жилищных служб расчетно-справочных центров. Им поручили всю бумажную работу и расчеты по жировкам, чтобы коммунальники могли заниматься непосредственно решением бытовых проблем жильцов и техобслуживанием домов. Затем в нашем обиходе появились инфокиоски, с помощью которых можно без очередей и наличных денег оплачивать коммунальные счета.
И вот новый шаг — появление в интернете полноценных сайтов организаций ЖКХ, на которых жильцы могут не только найти информацию с традиционных “досок объявлений”, но и оформить заявку на ремонт, прокомментировать качество работы сантехника или оставить показания счетчиков.
— Найти наши организации во всемирной паутине уже можно, — подтвердил “НГ” начальник управления по работе с обращениями граждан Минжилкомхоза Сергей Адуенко. — На сайтах содержится вся необходимая жильцам информация о работе служб ЖКХ, даны контактные телефоны, перечислены оказываемые услуги. Службы ЖКХ на местах постепенно совершенствуют работу своих сайтов, наполняя их полезной информацией и услугами.

За теорию спасибо, теперь бы практики...

Первопроходцами в этом направлении, как и следовало ожидать, стали столичные коммунальные службы. Уже в конце августа любой минчанин мог найти в интернете сайт своей районной организации ЖКХ. Работают они и сейчас, но не так активно, как хотелось бы. Пожалуй, одной из самых полезных и востребованных у жильцов интернет-услуг можно назвать возможность быстро вызвать домой мастера или пожаловаться на какую-то коммунальную проблему в доме. Для этого коммунальные службы начали размещать на сайтах окошки для заявок. Человек может оставить свои координаты и в двух словах описать возникшую проблему. А центральная диспетчерская служба уже сама регистрирует поступившую заявку и передает ее мастерам, которые потом связываются с заявителем, чтобы уточнить время прихода.

— Сайты ЖРЭО пользуются большой популярностью у жильцов, — прокомментировала начальник отдела по сопровождению реформ в жилищном хозяйстве Минского городского жилищного хозяйства Алла Нилова. — Чаще всего люди пользуются возможностью задать какой-то вопрос или сообщить о конкретной проблеме в квартире или доме. Заявки на ремонтные работы жильцы также оставляют, но все же большинство предпочитает делать это по старинке — по телефону.
Перспективными выглядят и другие возможности, которые открывают для жильцов виртуальные службы ЖКХ: можно по ссылке перейти на автоматизированную систему коммунальных платежей и просмотреть все начисления по своей жировке, можно скачать образцы заполнения разных заявлений и документов или узнать, как начать перепланировку.

Идеально? Да, но в будущем. Потому что, к сожалению, таким образом сейчас готовы работать далеко не все организации ЖКХ. Многие коммунальные сайты, как выяснилось опытным путем, пока вынужденно “простаивают”, а жильцы заходят на сайты своих служб ЖКХ исключительно в информационных целях — узнать какой-то телефон, уточнить время приема начальника или просмотреть обновленный список домов, в которых предстоит капремонт. Да, это тоже удобно и экономит время, но до полноценного виртуального ЖЭСа, согласитесь, далеко.

Делу — время. Но сколько?

Особенно это заметно в регионах, где сайты районных и городских коммунальных служб чаще всего представляют собой расширенную визитную карточку организации. Практического же толка для жильцов от такой виртуальной самопрезентации — минимум. Хотя справедливости ради стоит заметить, что какие-то подвижки есть. Например, Полоцкое ЖКХ на своем сайте активно размещает любопытные статьи и новости по теме и дает возможность оставить сообщение коммунальникам. Однако любая попытка записаться на прием, оформить какую-то заявку онлайн или уточнить цены на оказываемые услуги упирается в сообщение вроде “запись на прием — у секретаря или по телефону такому-то”, “книга замечаний и предложений находится в кабинете таком-то”. К сожалению, так работают сайты большинства организаций.
— Да, эту работу еще нужно развивать и совершенствовать, — согласились в Минжилкомхозе. — Это реально, и в будущем организации ЖКХ с помощью своих сайтов смогут оказывать населению целый спектр услуг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter