Верный расчет
Санкции повлияли на работу многих предприятий, и «Бабушкина крынка» — не исключение, отмечает генеральный директор холдинга Геннадий Скитов:— Но мы преодолеваем все трудности и с этими тоже справимся. Ограничения коснулись сразу нескольких направлений. Одно из них — отгрузка продукции, ключевое в которой — расчеты. Здесь выработали подходящие для себя и контрагентов механизмы. Так, в торговле с Китаем перевели все платежи в юани (они конвертируются в белорусские рубли). На российском рынке расчеты, понятно, в российских рублях. За счет того, что эта валюта укрепилась на рынке, даже видим для себя преимущества. Ближнему зарубежью также предложили продажи в российских рублях. С Европой в реализации холдинг не работал, поэтому в этом болезненных изменений не ощутили.
Ключевые партнер для «Бабушкиной крынки» — Россия и Китай, их доли в импорте составляют 40 и 20 процентов соответственно. Оставшийся процент приходится на 20 стран, с которыми налажено сотрудничество. Поменяется ли география? Геннадий Скитов прогнозирует, что могут «отвалиться» Бангладеш и Индонезия, но пока они выполняют договоренности. Еще один партнер — Вьетнам — готов разговаривать в части оптимальной валюты для расчетов.
Оператор линии производства пищевой продукции ОАО «Бабушкина крынка» Александр Алексейчиков.
— Как ни странно, сегодня у «Бабушкиной крынки» лучший результат. И речь здесь о торговле с Россией, — объясняет генеральный директор. — Россельхознадзор снял ограничения на все наши филиалы — четыре завода открыты. Поэтому планируем увеличить объем поставок сыра соседям, а значит и объем валютной выручки.
Предприятие выдерживает разумный баланс в поставках на внутренний и внешний рынки в соотношении 55 и 45 процентов. Здесь понимают: при удовлетворении спроса своего потребителя важно наращивать валютные поступления. Они дают возможность развиваться.
— С белорусским рынком картина понятная, — поясняет Геннадий Викторович. — Мы работаем по предоплате, поэтому прогнозируем объем продаж на два-три месяца вперед.
Да, есть некоторые проблемы с транспортными путями. Реки, хоть и молочные, но не текут, а доставляются автомобилями, что сегодня затруднено. Какой выход? Обратиться к железнодорожному транспорту. В этом направлении уже идут переговоры.
Сложнее с упаковкой. Мировая компания Tetra Pak, поддержав санкции, одноименную тару поставлять отказалась. В холдинге развернулись в сторону Китая, идут переговоры.
— В начале мая должны прийти первые образцы упаковок. Если нас устроит качество, наладим сотрудничество и безболезненно уйдем от старых поставщиков, — отмечает Геннадий Скитов. — Вопрос, конечно, в цене. Компании, понимая, что в Россию и Беларусь европейских поставок больше не будет, вполне могут поднять стоимость. Надеемся, что найдем баланс. На это время — так называемый переходный период — используем упаковку, которая осталась с прежних периодов.
Гнут свою линию
В сутки на предприятии перерабатывается около 1400 тонн сырья. К слову, это те же объемы, что были и до санкций. Сердце производства — аппаратная — работает как часы. Молоко по «артериям» стекается сюда в емкости, подвергаясь при этом температурной обработке. Здесь происходят все важные процессы: пастеризация, нормализация, закваска, после чего продукт идет на линии упаковки и розлива. Практически все на заводе — закрытое производство, где нет прямого контакта с сырьем. В цехах — кристальная чистота, а сотрудники, будто медики, — в халатах. Вопросы безопасности — на первом месте.— Прежде чем попасть на стол к покупателю, продукция проходит несколько стадий контроля, — обращает внимание главный специалист по производству Наталья Рубенкова. — Причем это касается не только готовой продукции, но и сырья.
В цехе розлива процесс также не останавливается. Существующая линия способна наполнять 12 000 бутылок в час. По соседству — импортная линия. На завод новинка пришла в конце прошлого года. Имеющихся мощностей попросту не хватало: загрузка на 100 процентов, к тому же оборудование заточено под кефир большего объема.
— Новая линия может разливать продукцию в более мелкую тару объемом 450, 300 и 200 миллилитров — отличный вариант для десертной группы. Мощность — 6 тысяч бутылок в час. Это позволит расширить ассортимент, увеличить объемы выпускаемой продукции, — уверена Наталья Рубенкова.
Импортная «машина» принципиально отличается от существующей. В этом-то и возник нюанс. Дело в том, что линия прийти успела, однако без настройки это просто дорогое железо. Когда были объявлены санкции, специалисты зарубежной компании не смогли выполнить обязательства и запустить ее. На предприятии устроили мозговой штурм. Уже в начале месяца слили первую партию ряженки.
Сегодня у «Бабушкиной крынки» лучший экономический результат. Предприятие выдерживает разумный баланс в поставках на внутренний и внешний рынки в соотношении 55 и 45 процентов.
Заместитель директора по технологическим вопросам Александр Руденя видит в этом заслугу инженерной службы, которая своими силами наладила линию:
— Оборудование поступило к нам в декабре, а в январе уже было смонтировано, после чего началась пусконаладка. Когда встал вопрос о конечном запуске, возникли проблемы, ведь начали действовать санкции. Новая линия отличается от имеющейся компрессорным оборудованием, выдувной частью. Стали изучать технологии производства такого вида оборудования, что-то уточняли у партнеров из зарубежных стран. Справились буквально за месяц, за что большое спасибо нашим специалистам — Олегу Кривоногову, Денису Белому, Сергею Легинскому и другим. Они смогли решить сложную задачу.
Дело вкуса
В части снабжения перестройка идет и в поставке некоторых добавок, которые шли в том числе и из Европы. Как это скажется на потребителе? Изменится ассортимент йогуртов, вкус сыра, но не критично — в пределах 10—20 процентов. Мобильность в этом случае — верное направление холдинга, ведь хватает сложностей и помимо санкций. Известно, что в разные периоды года объемы сырья отличаются то в большую, то в меньшую сторону. Именно поэтому на «Бабушкиной крынке» научились подстраиваться под такие колебания, а еще чувствовать, что нужно потребителю. К примеру, сейчас планируют выпускать «немолоко» и питьевые продукты с добавлением молока. Это не только модное сейчас направление, но и полезное.— Ставку делаем на новые продукты — с заменой животных жиров растительными компонентами, — уточняет заместитель директора по производству Галина Титенкова. — Ход вполне логичен: чтобы увеличить объем выручки и помогать сельскому хозяйству, нужно увеличить продажи. В том числе за счет продуктов, которые требует рынок. Для загрузки мощностей идем по видам, не содержащим молоко.
Так, в бобруйском филиале разрабатываются технологии по производству растительного молока — пшеничного, кокосового и с ароматом грецкого ореха. Это аналог того, что поступает с российского и других рынков. Вот и импортозамещение в деле. Процесс на стадии заказа упаковки. Через месяц новый продукт уже смогут попробовать покупатели.
Еще один амбициозный проект — производство безлактозного молока. Все больше людей испытывают проблемы с усваиванием этого компонента. Чтобы угодить такой категории покупателей, в холдинге занялись разработкой нового вида продукта. Будет применен особый метод мембранной технологии, где процент лактозы сведется к нулю. Проект на стадии определения поставщика.
— Планов у нас много, несмотря на сложности, — заключает Геннадий Скитов. — Но самое важное, что люди работают, мощности загружены, а покупатель не чувствует на себе санкций — в магазинах есть вкусная молочка.
bizyk@sb.by