Самый теплый «гламур»

Какие валенки нынче в моде?
Какие валенки нынче в моде?

Недавно в Гатчине под Санкт–Петербургом прошел модный показ: модели вышли на подиум в «гламурных» — с мехом, бисером, стразами — валенках разных цветов. Такие необычные «чуни» выпускает местный гатчинский промкомбинат. Говорят, модная обувь пользуется популярностью не только у россиян, заказы поступают и из–за рубежа. Любопытно, а наши, белорусские шаповалы следят за модой? Может, где–то в глубинке, например, на Дрибинщине, с XVIII века славившейся валяльным промыслом — шаповальством, молодежь высоким сапожкам на каблуках давно предпочитает усовершенствованные симпатичные теплые валенки?

— Заказчиков действительно хоть отбавляй. Даже в этом году, несмотря на то что зима пришла поздно, желающих купить валенки не убавилось, — уверяет меня дрибинский шаповал Анатолий Михеев. — Я уже лет сорок валенки валяю. И таких мастеров со стажем у нас в районе больше десятка, так что, наверное, не осталось ни одного города на территории бывшего СССР, в котором не нашлось хотя бы пары наших валенок. И сегодня к нам отовсюду люди едут: из всех регионов Беларуси, Москвы, Санкт–Петербурга, Тюмени. Даже южане охотно нашу обувь берут, в этом году я азиату по заказу валенки валял. Вкус у всех разный: кому–то нравятся темно–серые, кому–то черные, как жуки, а кто–то берет исключительно беленькие.

У одного Анатолия Евгеньевича в месяц покупают до сотни пар валенок. Причем спросом эта зимняя обувь пользуется не только у пожилых сельчан.

«Я в Дрибин приехал из Краснополья, здесь впервые увидел, как работают шаповалы, и решил научиться этому ремеслу. Работа, конечно, не из легких, зато как приятно носить красивую, теплую и удобную обувь, сделанную собственными руками! — признается 28–летний Александр Храпенко, второй секретарь Дрибинского райкома БРСМ. — На работу я, правда, валенки не надеваю, но на прогулку в город — запросто. И девчата у нас, шаповалов, валенки покупают, за обувью ручной работы, которая во все времена ценилась на вес золота, приезжают из Шклова, Могилева, Бреста».

Несколько лет назад на базе Дрибинского историко–этнографического музея был открыт катрушницкий кружок. Своими знаниями и секретами с ребятней — в теории и на практике — делятся местные потомственные мастера. Здесь дети учатся не только валять валенки, но и делать рукавицы, шапки–магерки. А заодно осваивают придуманный много лет назад катрушницкий язык — в Дрибинском районе недавно издана книга «Катрушнiцкi лемязень. Слоўнiк дрыбiнскiх шапавалаў».

— Около 30 пар валенок мы взяли с собой на «Дажынкi» в Бобруйск, — вспоминает директор музея Елена Репковец. — И что вы думаете, ни одной назад не привезли. Особенно быстро «чуни» из белой шерсти «уходили». Молоденькие девчата–модницы расхватали. Говорили, дома сами усовершенствуют и будут потом по городу щеголять. Одна собиралась украсить теплые сапожки мехом, другая — вышивкой и стразами, третья — пустить по верху орнамент. Наши шаповалы пока за модными тенденциями не гонятся, но кто знает, если бы появился у нас свой Дом ремесел — глядишь, и выполняли бы катрушники такие необычные заказы. Перед тем как выставлять готовое изделие на продажу, отдавали бы валенки на доработку мастерицам, которые пускали бы по ним узоры, наряжали в меха...

В то, что усовершенствованные валенки пользовались бы особым спросом, в Дрибине не сомневаются. Здешние шаповалы плохо работать не умеют, недаром ведь их продукция издавна пользовалась спросом не только у земляков, но и у поляков, литовцев, венгров и даже американцев.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter