Институт президентства отвечает традициям белорусской государственности

Самый ответственный пост

Президентская республика. За этим сухим правовым и политологическим определением стоит очень многое. И наши традиции, и выбор народа, и мандат доверия человеку, который определяет судьбу развития целой страны. Институт президентства оказался спасительным для Беларуси. И рождался он вместе с нашей современной государственностью, во многом став синонимом подлинной независимости и суверенитета.

Первая пресс-конференция Александра Лукашенко на посту Президента, июль 1994 года.

Знаменитый доклад

Конституцию Беларуси приняли только в марте 1994 года, то есть спустя почти три года после формального обретения независимости, во многом потому, что шло настоящее политическое сражение вокруг вновь вводимого поста президента. Кто его будет избирать? Какими полномочиями наделить? Кому он будет подотчетен, а кого контролировать сам? Эти вопросы стали камнем преткновения для тогдашних парламентариев. Ведь в период с 1991 по 1994 год именно Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Фракция БНФ делала все возможное, чтобы не допустить создание президентской республики. Сторонники Зенона Позняка понимали, что ни их лидер, имевший имидж злобного националиста, ни близкий к ним Станислав Шушкевич, изрядно надоевший народу, не имеют шансов победить на выборах.
Борьба еще более обострилась, когда в октябре 1993 года депутат Александр Лукашенко выступил в Парламенте со своим знаменитым докладом о коррупции в высших эшелонах власти. Он сразу же стал самым популярным политиком в стране.
Страна не могла дальше дрейфовать без Основного Закона, а большинство депутатов, чувствуя общественное мнение, склонялись к наделению будущего президента достаточно серьезными полномочиями. 11 февраля 1994 года Президиум Верховного Совета принял заявление, в котором посчитал необходимым введение в политической системе института высшего должностного лица, являющегося одновременно главой государства и руководителем исполнительной власти. «Это обеспечит персональную ответственность за состояние дел в республике», — говорилось в заявлении. Так была открыта дорога и к принятию Конституции, и к первым президентским выборам.

От седой истории

Возникновение президентства было процессом закономерным и исторически обоснованным. Традиции белорусской государственности предполагают наличие сильного лидера страны.
В Древней Руси, в том числе в Полоцком и Туровском княжествах, князь являлся центральной политической фигурой. Собственно, первым точно датируемым в летописях историческим событием было призвание Рюрика на княжение. В нем участвовали и жители Полоцка. 862 год, когда это произошло, считается датой и основания города, и начала белорусской государственности.

В Конституции 1994 года впервые в истории Беларуси появилась глава, посвященная институту президентства.

В Великом Княжестве Литовском происходил процесс укрепления высшей власти. Великий князь обеспечивал собирание земель в едином государстве. Однако затем, с XV века, под влиянием унии с Польшей полномочия главы государства стали размываться. ВКЛ превратилось в олигархию, где реальная власть принадлежала правящим группировкам магнатов. Эта тенденция усилилась после создания в 1569 году Речи Посполитой. Установившаяся там система «шляхетской демократии» фактически означала безвластие, которое парализовало все государственные институты. Король был лишен каких‑либо реальных полномочий. Это явилось одной из ключевых причин упадка Речи Посполитой и ее последующих разделов.

С конца XVIII века белорусские земли оказались в составе Российской империи. Ею правил император, также часто по исторической традиции называемый царем. Ему принадлежала вся полнота власти, что на том этапе позволило сделать Россию одной из ведущих держав мира. Имеются достаточные данные, чтобы утверждать, что государь император пользовался огромным авторитетом среди белорусского крестьянства. В нем видели источник высшей справедливости, защиты и безопасности. В значительной степени такие настроения крестьян предопределили поражения польских шляхетских восстаний на территории Беларуси.

Персонификация власти

Со временем самодержавие перестало соответствовать объективным историческим условиям. Его свержение стало одним из главных лозунгов революции 1917 года. Большевики, как и другие социалисты, на волне революционного подъема, выступали против сохранения института единоличного главы государства. Советская концепция государственности подразумевала коллективизм как основополагающий принцип политического строительства. Потому и во главе государства стоял коллективный орган власти. В случае с БССР по Конституции 1919 года это был Центральный исполнительный комитет (ЦИК), а по Конституции 1937 года — Президиум Верховного Совета. Председатель этих органов обладал весьма скромными полномочиями, в основном подписывал уже принятые законы и постановления. Однако в обиходе председателя ЦИК (например, Александра Червякова) называли поначалу «всебелорусским старостой», а потом все чаще «президентом», как впоследствии и председателя Президиума Верховного Совета.

Однако стремление к персонификации власти, обусловленное политической культурой нашего народа и объективными историческими причинами, давало о себе знать. Потому реальная власть сосредотачивалась в руках руководителя правящей партии вне зависимости от того, какую государственную должность он в тот момент занимал. Так формировался партийно‑государственный дуализм власти. Вся советская история делится на ленинский, сталинский, хрущевский, брежневский и горбачевский периоды с соответствующими определениями и эпитетами. В белорусском случае, упоминая то или иное важное событие, говорят, что это произошло при Пономаренко, Мазурове, Машерове или Слюнькове, выделяя наиболее значимых первых секретарей ЦК КПБ.

Вопрос об официальном введении должности президента неоднократно поднимался в советское время. На подобный шаг решились только уже в годы перестройки. 14 марта 1990 года III внеочередной Съезд народных депутатов СССР внес соответствующие поправки в Конституцию Советского Союза. Первым и единственным президентом СССР стал Михаил Горбачев, избранный на том же съезде. Тогда же введение аналогичного поста стало прорабатываться и на республиканском уровне. В октябре 1990 года в Совете Министров и ЦК КПБ с подачи Госплана в рамках перестройки организационных структур управления обсуждалась возможность учреждения должности президента БССР. Но окончательное решение так и утонуло на долгие годы в пучине политических споров и интриг.

Полная поддержка народа

После торжественной церемонии подписания Конституции Республики Беларусь 29 марта 1994 года Верховный Совет принял Закон «О выборах Президента Республики Беларусь». Они состоялись 23 июня 1994 года. Выдвигалось 6 кандидатов. Очевидным фаворитом был сверхпопулярный в народе Александр Лукашенко. Вся избирательная кампания была отмечена попытками коррумпированной номенклатуры и националистов помешать народу сделать свой выбор. В итоге понадобился второй тур голосования.

И тогда произошел примечательный эпизод, ярко характеризующий накал политической борьбы. Группа Зенона Позняка, проиграв первый тур, хотела сорвать выборы. Они предлагали Вячеславу Кебичу снять свою кандидатуру. Но тот не пошел на эту провокацию.

Александр Лукашенко был избран 10 июля первым Президентом Республики Беларусь при полной народной поддержке.

Достаточно быстро выяснилось, что введение поста президента стало возможным благодаря политико‑правовому компромиссу. Однако на практике это привело к пересечению полномочий Главы государства и Парламента.  
Многие депутаты Верховного Совета, привыкшие к всевластию начала 1990‑х, хотели сохранить такое положение дел. Это вызвало острый политический кризис. Он был разрешен по инициативе Александра Лукашенко, который предложил созвать Всебелорусское народное собрание и провести республиканский референдум, на который вынести новую редакцию Конституции. Граждане вновь поддержали своего Президента.
Так родилась президентская республика, которая позволила нашей стране добиться значительных успехов в государственном и хозяйственном строительстве за последние тридцать лет. Все это время институт президентства постоянно развивался. В 2000-х годах Беларусь вышла на высокие темпы развития экономики. Курс Александра Лукашенко на построение сильного правового социального государства полностью оправдался и стал давать конкретные результаты. Однако действовавшая тогда редакция Основного Закона ограничивала возможность избрания одного человека президентом двумя сроками. В обществе активно обсуждалась возможность изменения данной нормы. Люди выступали за дальнейшее последовательное развитие Беларуси. Глава государства предложил вынести вопрос на республиканский референдум. Состоявшееся в 2004 году голосование позволило снять ограничения на количество избраний одного человека на высший пост в стране. Это полностью отражало общественное доверие к Александру Лукашенко как национальному лидеру. Мандат народного доверия подтверждался каждый раз на президентских выборах.

Путь совершенствования

Сам Александр Лукашенко как ответственный государственный деятель, являясь основным участником политического процесса, увидел необходимость совершенствования ряда конституционных норм, в том числе касающихся президентства. Он указал на это, открывая первую сессию Парламента нового созыва в 2016 году. Опытные юристы, в том числе судьи Конституционного Суда, вносили свои предложения на этот счет. Активная фаза преобразований в этой сфере началась после решения шестого Всебелорусского народного собрания в феврале 2021 года и последующего создания Конституционной комиссии.

В ходе обсуждения изменений и дополнений в Основной Закон и члены Конституционной комиссии, и граждане, вносившие свои предложения, были единодушны — Беларусь должна остаться президентской республикой. Многие люди были категорически против любых ограничений власти Главы государства, который в борьбе за независимость и суверенитет сплотил вокруг себя патриотические силы. Тогда Александр Лукашенко вновь взял ответственность на себя. По его настоятельной инициативе было вновь ограничено количество избраний Президента (не более двух раз с момента вступления в силу новой редакции Конституции), Глава государства утратил право издания декретов, целый ряд полномочий перешел к Всебелорусскому народному собранию. Все эти новации были утверждены в последующем на республиканском референдуме.

Таким образом, президентская республика в нашей стране опирается на глубокие исторические традиции восприятия белорусами ответственного поста Главы государства.  
Сам институт президентства динамично развивается все годы с момента принятия Конституции, отражая дух и требования времени. Потому именно Президент остается неизменным лидером по рейтингу народного доверия.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter