Самый маленький город

Самый маленький город Беларуси - Коссово - в следующем году отметит 510-летний юбилей.
Самый маленький город Беларуси - Коссово - в следующем году отметит 510-летний юбилей. Однако необычен он не только численностью населения - здесь живет всего 2.550 человек (иные деревни побольше будут!) - и названием, которое благодаря печально известному албанскому тезке несколько лет назад облетело весь мир. В последнее время туристический бум переживают его исторические памятники. Почти ежедневно к дворцу Пусловских и мемориальному знаку на месте дома, где родился руководитель национально-освободительного восстания 1794 года Тадеуш Костюшко, в урочище Меречевщина приезжают туристские автобусы и автомобили неорганизованных путешественников. Интерес подогревается начавшейся реставрацией усадьбы Костюшко. Планируется, что дом будет восстановлен к 2005 году. Поэтому, будучи в Ивацевичском районе в командировке, не удержалась от соблазна побывать в Коссово и я.

Дворец

Назвать дворцом руины здания, возведенного в окрестностях Коссово более полутора веков назад воеводой графом Казимиром Пусловским, язык не поворачивается. Зрелище слишком печальное: исписанные непристойностями стены, сыплющаяся штукатурка, жалкие остатки террасного парка, в котором, как рассказывают местные жители, было более 150 видов экзотических растений. "Поверьте, лет десять назад картина была еще непригляднее, - рассказывает председатель Коссовского горсовета Тамара Хинко. - Заваленные землей подвалы, деревья, растущие из фундамента, строительный мусор... Но в середине 90-х местный колхоз собрался восстановить замок. Месяц здесь работала техника, дворец чистили всем миром, помогли студенты. Сейчас стараемся поддерживать порядок. Волонтеры, приезжающие в Коссово второй год подряд, срезают кустарник, убирают мусор".

А когда-то здесь царили красота и роскошь. Во дворце насчитывалось более 130 комнат, и каждая - особенная. В белом зале проходили балы, в черном играли в карты, в розовом - музицировали. Убранству и изыскам этого жилища тогда мог позавидовать не один музей. Сохранились воспоминания современников Пусловских о фойе со стеклянным полом, под которым плавали экзотические рыбы, и льве, свободно гулявшем по дворцовым коридорам. Но больше всего привлекает туристов легенда о 25-километровом подземном ходе, якобы связывавшем здание с Ружанским дворцом. Кстати, недалеко от центрального входа действительно есть лазейка под землю - сама видела. Но проверить, куда она ведет, пока никто не решился.

Судьба оказалась жестокой к архитектурной жемчужине. После того, как внук Казимира Пусловского Леонид, любитель развлечений и транжира, продал по дешевке здание вместе с окрестными землями за долги петербургскому купцу, оно стало переходить из рук в руки. В Первую мировую войну из дворца пропала коллекция редких рукописей, исчезли скульптуры, картины, драгоценности. Погибли сад и оранжерея, от которой до наших дней сохранились только роскошные кусты сирени и боярышника. После вхождения Коссово в состав Польши дворец стал собственностью государства. До 1939 года в нем размещались окружная управа и школа пчеловодов.

Дворец погиб в Великую Отечественную войну. Говорят, его подожгли партизаны, чтобы запугать убегающих гитлеровцев. Тогда же в третий раз сгорела и усадьба Костюшко.

Люди

У местных жителей особое отношение к памятникам истории. Любой коссовец от мала до велика понимает, что их возрождение вдохнуло бы новую жизнь в прозябающий город. За полвека местное население уменьшилось более чем в два с половиной раза. Лет двадцать назад коссовцам даже пришлось отстаивать городской статус, полученный в конце XIX века, перед московскими чиновниками. Ведь по законодательству городом может быть населенный пункт, где проживает не менее 15 тысяч человек.

Но Коссово никогда не было многолюдным. Больше всего жителей в нем насчитывалось накануне Великой Отечественной войны - около 7 тысяч. 70 процентов населения составляли евреи. Это был районный центр со множеством мелких предприятий - кузниц, лесопилок, сапожных мастерских, лавочек, дававших горожанам работу и соответственно средства на жизнь. О богатстве и влиянии здешних бизнесменов ходит легенда. Мол, когда развернулось строительство железной дороги Барановичи - Брест, то коссовские торговцы, испугавшись конкуренции с заезжими коммерсантами, заплатили чиновникам за то, чтобы рельсы проложили не по прямой, а в 15 километрах от города, через Ивацевичи. Так что и сегодня многие попадают впросак, рассчитывая, что, доехав до станции Коссово-Полесское, они окажутся в городе.

На ярмарки в Коссово народ ехал со всей округи. Город не знал ни национальных, ни религиозных распрей - по соседству мирно уживались церковь, костел, синагога. Отзвуки прошлой эпохи сохранились в названиях старых улочек: Тихая, Веселая, Свиная (переименованная затем в Садовую)... Трагедия случилась в 1942 году, когда фашисты расстреляли здесь более 3 тысяч евреев. Неподалеку от дворца Пусловских на месте 500-метровой ямы образовался высокий холм. Старожилы до сих пор помнят те страшные дни, когда "земля на холме дышала, и через нее просачивалась кровь". К мемориальному знаку теперь ежегодно приезжают потомки погибших из США, Аргентины, Израиля.

Город довоенной численности так и не достиг. Хотя в 60 - 70-е годы сюда приезжали люди из всех уголков Белоруссии, стремясь попасть на работу в Коссовское мебельное производственное объединение. Уж слишком оно казалось перспективным. Мебель предприятия пользовалась спросом во всех республиках бывшего Союза. Огромные деньги вкладывались в строительство цехов, жилья, социальную сферу, городскую инфраструктуру. Специалисты получали отдельную квартиру за 1 - 2 года. Коссово менялось на глазах. Благоустроенные многоэтажки потеснили старые усадьбы, асфальт заменил брусчатку, люди почувствовали себя настоящими горожанами, но... Процветание закончилось лет десять назад: производственный гигант не смог адаптироваться к рыночным условиям. "Памятниками" былого размаха стали недостроенные фабричный корпус и бассейн, так и не нашедшие хозяина.

Сегодня часть мощностей законсервирована, производство загружено всего на треть. Из 1.000 работавших в объединении осталось немногим более 200. Получая 30 - 60 тысяч рублей в месяц, люди держатся и за это, так как найти что-то лучшее в Коссово непросто. "Официально безработица в городе невысокая - зарегистрировано менее десятка человек, - рассказывает Тамара Хинко. - Но у скрытой масштабы иные. Чтобы содержать семьи, люди ездят на заработки в Россию, Польшу, нанимаются на временную работу к фермерам, собирают грибы, ягоды, выращивают картошку". Кого-то поддерживают родители-пенсионеры. А кто-то, как, к примеру, местный художник Василий Калиновский, кормится плодами собственного творчества. Его картины с изображением Коссовского замка есть в частных коллекциях жителей не только Беларуси, но и Западной Европы.

Печальнее всего, что родительские дома покидает молодежь. Ежегодно в среднем на два класса сокращается школа. В Коссово давно перестали приезжать за жильем, теперь от него избавляются. Благоустроенную трехкомнатную квартиру здесь можно купить менее чем за 4 тысячи у.е. "Какие мы горожане! - вздыхает 70-летняя Мария Корниевская. - Это по праздникам можно нарядиться и ничего не делать. А в будни - огород, картошка, у многих корова - все, как в обычной деревне".

Мария Георгиевна почти не помнит довоенное время: мала еще была. Хотя 80 - 90-летние старожилы, которых остались единицы, охотно делятся воспоминаниями про "польскi час". Отличить коренных коссовцев, называемых здесь почему-то "кишарами", от "наволочи" - т.е. приезжих, несложно даже человеку несведущему. "У местных, - рассказывает Тамара Хинко, - не бывает покосившихся заборов, домов без цветников, заросшего огорода. Хозяйственность у них как бы в крови, наследственная".

Будущее

В то, что Коссово еще заявит о себе, верит не только председатель горсовета, влюбленная в историю города. Надежды на возможное восстановление дворца Пусловских возлагают и районные власти. С этого, считают они, начнется возрождение самого маленького белорусского города: не зря же памятник в центре его герба! Музей, гостиница, ресторан, сувенирные лавки - все это новые рабочие места, деньги в казну. "Тогда можно будет организовать полноценный экскурсионный маршрут, - говорит заместитель председателя Ивацевичского райисполкома Александр Сорока. - В районе только памятников архитектуры два десятка. Одно имя Тадеуша Костюшко способно привлечь тысячи туристов. Ведь он - национальный герой Америки и Польши, почетный гражданин Франции. А родина его здесь, в Коссово".

Но ни один из прожектов так и не стал проектом. Так что пока архитектурный исполин оживает только в одном случае. Говорят, если на двухметровой высоте слегка постучать по стене слева от главного входа, весь замок издает гулкий звон. Словно тени далекого прошлого пробуждаются на мгновение от летаргического сна...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter