Во многих регионах Беларуси проблемы с маршрутками были задолго до нашумевших поправок

Самый главный на маршруте - пассажир

ПОЧТИ два месяца не утихают споры вокруг изменений в Законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». И пока бывшие нерегулярщики дискутировали с операторами и исполкомами, страдали простые пассажиры. Со временем ситуация начала стабилизироваться: сейчас уже заключено 25 договоров с перевозчиками, на дороги страны вернулись 135 машин частников. Однако наши корреспонденты выяснили, что организация регулярного автомобильного сообщения была проблемой для многих отдаленных регионов страны задолго до нашумевших поправок.

Об этом и не только — в теме номера «СГ».


МИНЩИНА

Курс на рейс

ДЛЯ того чтобы нормализовать ситуацию на местах и восстановить движение в каждом регионе, созданы транспортные предприятия. За Минскую область отвечает оператор регулярных автомобильных перевозок пассажиров «Миноблпассажиртранс». «СГ» взяла интервью у заместителя директора организации Вадима ДЫЛЬКО.

— Вадим Николаевич, какую роль играет предприятие в организации регулярных пассажирских перевозок?

— Решение о создании «Миноблпассажиртранса» принято 23 января. Уже 27 февраля, после подготовки всех необходимых документов, мы начали работу. В первую очередь наше предприятие — это оператор регулярных автомобильных перевозок пассажиров в пределах региона. Сейчас исследуем все направления движения, определяем самые проблемные и постепенно восстанавливаем на них нормальный трафик, чтобы людям было комфортно. Перед нами стоит задача: навести порядок в перевозках на территории области с учетом пожеланий пассажиров.

Часто выступают заказчиками перевозок областной и районные исполнительные комитеты. Они, как и мы, могут предлагать новые рейсы, рекомендовать востребованные направления. Не стоит забывать и о самих перевозчиках, которые выступают инициаторами создания рейсов. Четвертый участник процесса – пассажир.

— Что сейчас нужно сделать бывшему нерегулярщику, чтобы работать на законных основаниях?

— Во-первых, его транспортное средство должно полностью соответствовать всем требованиям законодательства. Во-вторых, он должен продумать свой маршрут, составить расписание, а мы поможем согласовать все это с уже действующими регулярными маршрутами. Если все получится и есть желание заниматься регулярными перевозками, все у него удастся.

От себя добавлю: есть не самые оживленные направления в сельской местности. Естественно, бизнеса там не сделаешь. Но на таких маршрутах все равно будут ходить автобусы, потому что важно соблюдать социальную направленность перевозок.

— Какие направления сейчас наиболее затрудненные?

— Это практически весь юг области. Солигорск, Слуцк, Любань – здесь пока еще есть проблемы. Хотя сейчас мы разрешили ситуацию с Копылем и Старыми Дорогами — теперь уже бывшие нерегулярщики работают там на законных основаниях. Есть определенные проблемы с организацией рейсов внутри районов, однако это, к сожалению, пока не входит в нашу компетенцию – за движение на местах отвечают райисполкомы.

— После того как поправки вступили в силу, пассажиры стали жаловаться на качество сервиса. Главный вопрос: почему официальный междугородний перевозчик не может собирать людей по городу?

— Подумайте сами: условно говоря, маршрутка или автобус объезжает людей по городу в 10 точках. Зачем человеку, который сел на первой остановке, около часа собирать остальных, если за это время он мог оказаться уже на полпути к точке назначения? Не легче ли воспользоваться услугами городского транспорта, приехать к назначенному времени на автовокзал или на остановку по маршруту и преспокойно отправиться в путь, не затрачивая драгоценные минуты.

Еще один момент, который часто мелькает в СМИ, – трудности покупки билетов. Но есть сервис ticketbus.by, где вы можете заранее все купить и распечатать, не стоя в очередях.

С другой стороны, у самих частных регулярных перевозчиков есть удобный сервис бронирования билетов по телефону и через интернет. Это удобно, и уже стало хорошей альтернативой визиту на вокзал. И это именно тот сервис, которым так гордятся нерегулярщики. Они говорят, его больше ни у кого нет.

— Еще один немаловажный вопрос – цена билета. Она существенно выросла по сравнению с той, которую предлагали нерегулярщики.

— Цену устанавливает сам перевозчик – это его право, никаких искусственных ограничений не вводим. Впоследствии те, кто предлагают свои услуги по завышенной стоимости, попросту уйдут из бизнеса, потому что не выдержат честной конкуренции. Это закон рынка.

— Когда стоит ожидать полного восстановления того объема пассажирских перевозок, который был до принятия поправок в закон?

— Возобновление перевозок в полном объеме в кратчайший срок – наша первоочередная задача. И мы над этим работаем: у нас постоянно проходят общие собрания с нерегулярщиками, стараемся помочь тем, кто хочет и может работать. Прямо сейчас, к примеру, занимаемся подготовкой документов для «Полоцкого экспресса» — одного из самых сложных, на мой взгляд, маршрутов. Несмотря на то, что согласовывать его приходится сразу с тремя исполкомами: Минским городским, Минским и Витебским областными, уже в ближайшее время мы вместе с «Полоцким экспрессом» преодолеем все проблемы перехода из нерегулярного сообщения в регулярное, и маршрутки этой компании снова будут курсировать.

КОММЕНТАРИЙ

Александр ШИШКО, заместитель министра транспорта и коммуникаций:


— Наша позиция однозначна: регулярными перевозками под маркой «нерегулярных» заниматься никто не будет. Если ты хочешь возить людей — неси за это ответственность, в том числе за их безопасность. С перевозчиками, в том числе из других регионов, сейчас отрабатываем проблемные вопросы, не сегодня-завтра составим примерное расписание. Работать на маршрутах им сегодня никто не запрещает.

avramenko@sb.by

ГОМЕЛЬЩИНА

Надо в город – позвони в сельсовет

РАНЬШЕ в Лоевском районе практически на каждом выездном приеме граждан жители малых населенных пунктов жаловались на то, что рейсовые автобусы в их деревню не заезжают. А потому добраться до горпоселка даже по самым неотложным делам, например, в больницу, было затруднительно. Теперь уже и не жалуются. Привыкли. Екатерина Музыченко – одна на всю деревню Будище. Сегодня на пенсии. Ждет Екатерина Ивановна, когда потеплеет, и тогда вернется единственная соседка Варвара Бычек, которую на зиму забрали дети. Хоть словом перекинуться будет с кем.

– РЕЙСОВЫЕ автобусы в деревню не заезжают, — говорит сельчанка. – Да и некому ездить. Зато автолавка бывает каждую неделю. Если надо в больницу – звоню в сельисполком, тогда рейсовый автобус Лоев – Городок подъезжает прямо к дому.

Один раз в неделю ходит автобус и в деревню Тростенец, где проживают 27 человек. До 10 человек — в Новой Лутаве, но сельчанам повезло, что через их деревню проходит рейсовый транспорт в Старую Лутаву. По словам председателя Бывальковского сельисполкома Татьяны Здрок, если сельчанам надо в город – они звонят в сельисполком, и тогда рейсовый автобус заезжают в эти малонаселенные пункты, не вошедшие в маршрут движения.

Пускать автобусы ежедневно в такие деревни как минимум нецелесообразно, считают в Лоевском производственном участке ОАО «Гомельоблавтотранс». Здесь корреспонденту «СГ» поясняют, что в последние годы увеличилось количество личных автомобилей у жителей глубинки, потому пассажирооборот ежегодно падает. Многие рейсовые автобусы ходили практически вхолостую. Производственный участок нес большие убытки в связи с малой загруженностью автобусов пригородного сообщения. Поэтому сама жизнь заставила оптимизировать маршруты.

Если в деревнях жителей несколько сотен, рейсовые автобусы утром забирают людей и привозят, скажем, в горпоселок, а во второй половине дня отвозят обратно.

— А если кто опоздает на автобус? — спрашиваю в кассе автовокзала.

— Еще ни разу никто не опаздывал. Люди привыкли и стараются со всеми делами управиться вовремя.


Ближе к областному центру ситуация заметно отличается от глубинки. В деревню Калиновка, что в 5 километрах от Гомеля, автобус из областного центра приходит три раза в день. Правда, стоимость билетов на утренний и дневной рейсы разная.

— Утром и вечером платим 2 рубля 19 копеек за билет, чтобы доехать в Гомель, а днем 3 рубля 50 копеек, — говорит социальный работник этой деревни Наталья Судас. — Автобус делает большой круг, заезжает в другие населенные пункты, и эти километры включают в стоимость билета. Мало того что пассажиры тратят больше времени на дорогу, так еще и переплачивают. Неоднократно звонили руководству «Гомельоблавтотранс», обращались к председателю райсовета депутатов, но пока проблема не снимается.

В первом автобусном парке областного центра мне объяснили, что цена билета зависит от километража. Дольше едешь — больше платишь.

К слову, маршруток в Лоевском автопарке нет и не было. Как и не пришли они на маршрут через Калиновку Гомельского района. Зато пользуются большим спросом междугородние перевозки Мозырь—Гомель—Мозырь. Самой часто приходилось пользоваться услугами ООО «Мозырь-экспресс». И единственное, что вызывало у меня недоумение – выдача билетов по прибытии на место, а не наоборот, как на автовокзалах. И то их на выходе брали единицы, то есть только командировочные. Остальные деньги, получается, шли мимо кассы. Руководство «Мозырь-экспресс» от комментариев по этому поводу отказалось…

nvakulich2016@mail.ru

БРЕСТЧИНА

От Сварини до Бреста нет свободного места

Маршрутные такси и автобусы в отдаленные деревни добираются все чаще, а в некоторых райцентрах их не хватает

НЕБОЛЬШАЯ деревенька Сваринь километрах в 35 от Дрогичина. Раньше добраться сюда было проблематично, особенно со стороны соседнего Кобринского района. А сегодня автобусы, маршрутные такси ходят регулярно. Даже до Бреста от отдаленной деревушки можно дохать без пересадок.

КАЖДЫЙ день из областного центра сюда приезжает маршрутное такси. В сутки два рейса. Первый из города над Бугом отправляется в 9.15 утра. За полчаса до этого времени билет покупаю без проблем, но свободных мест в салоне раз-два и обчелся. В Кобрине, где маршрутка останавливается через час пути, люди занимают все сиденья. Кто-то едет до агрогородка Дивин, кто-то — до расположенных далее по шоссе деревень Повить, Рожное, Радостово. Жительница Повити Наталья Павловская рассказала, что периодически ездит в Кобрин, чтобы купить продукты (в райцентре дешевле, чем в деревне). Буквально четверть часа занимает дорога в Радостово, где живут родственники, и вернуться откуда можно в любое удобное время:

— Маршрутное такси в нашей деревне около 11.00 утра, через полчаса отправляется обратно. Если не успеваю, могу погостить у родных до вечера. Последний рейс в 19.30. Времени предостаточно, чтобы решить все дела.

В Дрогичин из Сварини регулярно курсирует рейсовый автобус. Некоторые жители добираются им в райцентр. Из города приезжают люди, которые работают в местной школе и других организациях. Транспорт к нужному времени привозит их на работу и забирает обратно.

Кстати, все населенные пункты расположены в пограничной зоне (рядом граница с Украиной). На въезде и выезде стоят пограничные посты. Поначалу местным жителям повышенное внимание со стороны стражей границы и контроль были непривычны. Но сейчас все освоились, документы всегда при себе.

Из Сварини добраться в Дрогичин, Кобрин, Брест можно без проблем. Но вот из Дрогичина приехать в удобное время по этим адресам не так просто. Почти все автобусы и маршрутные такси, следующие из Бреста в Иваново, Пинск, местный райцентр обходят стороной. Лишь в выходные дни в расписании движения есть по одному рейсу на областной центр. Неужели они не востребованы? Пассажиры считают: если бы их ввели, то они, безусловно, пользовались бы спросом. А так люди по привычке идут на железнодорожный вокзал, через который поезда проходят достаточно редко. Скажем, если до часу дня не успели купить билет в плацкартный или общий вагон, добраться до Кобрина, Бреста, Иваново можно только на дизеле. Да и тот курсирует с интервалом в 3—4 часа.

ПРИМЕРОВ, когда автобусы и маршрутные такси заезжают в самые отдаленные деревни, на Брестчине все больше. Машрутка Брест— Спорово, которая идет в Березовский район, очень востребована. Общественный транспорт между райцентрами курсирует редко, поэтому в салоне споровской «таксички» нечасто бывают свободные места. И перевозчик доволен — рейсы окупаются.

В Кобринском районе, где корреспондент «СГ» мониторил ситуацию, за прошлый год общественный транспорт перевез более 6,4 миллиона пассажиров по 52 маршрутам. Заместитель председателя райисполкома Александр Мартынюк рассказал, что после поступающих обращений граждан вводятся экспериментальные рейсы. В ряде случаев они оказываются оправданными, в других — нет. Так, автобус, который пустили до деревни Луцевичи, курсировал почти пустым, поэтому через месяц его отменили. На маршруте до Патриков, наоборот, добавили дополнительные рейсы, поскольку люди ими пользуются. Работу автобусов и маршрутных такси в районе контролируют постоянно, при необходимости вносят коррективы.

КОММЕНТАРИЙ

Валерий БОРОДЕНЯ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам, председатель правления Белорусского союза транспортников:


— Почему в некоторых регионах операторов перевозок не создали раньше? Ведь этот институт был предусмотрен и в предыдущей редакции закона... Дотироваться, к слову, через него на конкурсной основе должны не только государственные перевозчики, но и частные. Есть еще одно предложение: вокзалы, с которыми перевозчикам необходимо заключать договоры, не должны относиться к системам облавтотрансов или «Минсктранса».

kurec.a@mail.ru

ВИТЕБЩИНА

Кому на извозе жить хорошо

Хлебные места забирает частник, социальные направления остаются за облавтотрансом


НА днях «Полоцкий экспресс» возобновил свою деятельность, но уже в официальном качестве регулярного перевозчика, что по факту было и раньше. О том, что автобусы выйдут в ближайшие дни на линию, сообщил директор предприятия Дмитрий Новицкий.

ЗАКОН понятен: все должны работать по правилам, рынок — быть прозрачным, тем более изменения принимались в июле прошлого года. Для подготовки к работе в новом правовом поле времени у «нерегулярных» перевозчиков было предостаточно. А в конце прошлого года в области создано предприятие «Оператор перевозок», с которым, чтобы легализовать свой бизнес, нужно заключить договор. В нем согласован маршрут и расписание, указаны остановки. Важный момент — установка навигационного оборудования, которое позволит контролировать соблюдение водителем ПДД, расписания, режима труда и отдыха. Эти условия, в первую очередь, ориентированы на безопасность пассажиров и качество обслуживания. Директор предприятия Сергей Маршалович обозначил схему:

— Вновь легализуемым перевозчикам нет нужды отказываться от своих диспетчерских, мобильных приложений, системы бронирования посадочных мест через интернет, оплаты проезда наличными с использованием кассовых аппаратов. А при желании они имеют дополнительную возможность продавать билеты на маршруты через кассы автовокзалов.

Вчера стало известно, что 9 частных перевозчиков обратились на это предприятие с заявлениями о переходе в легальный режим работы на условиях регулярных перевозок.

Как правило, частник на Витебщине работает на самых хлебных маршрутах. Социальную функцию, обслуживание глубинки, выполняет «Витебскоблавторанс», нагрузка на который огромная, ведь область имеет самую большую протяженность транспортной сети и самую низкую плотность жителей. Заместитель гендиректора Сергей Залесский заверяет, что, несмотря на все сложности, предприятие не только выполняет социальные стандарты, но и перевыполняет их в 4—5 раз:

— Если маршруты и оптимизируются, то только с разрешения местных органов власти. Отрезать глубинку от цивилизации мы не можем, ведь частник туда не поедет. Пассажирские перевозки проводим по 500 маршрутам. Для пригородного сообщения в прошлом году парк пополнился 135 новыми автобусами. Проблемы есть, субсидирование не покрывает в полной мере затрат, несем огромные убытки.

КРОМЕ водителей, зарегистрированных в качестве ИП и отчисляющих единый налог, на вокзалах по-прежнему промышляют нелегалы. Они беззастенчиво зазывают народ воспользоваться извозом. Если в 2016 году в сети налоговиков попались 74 нелегала, то в 2017-м – 62. В разрезе регионов самое большое их число в Городке, где наибольший спрос на услуги. Немало жителей райцентра ездят на работу в Витебск и наоборот, а также учащиеся аграрного колледжа.

И если для горожан поездки без мягкого кресла и Wi-Fi проблема , то в маленьких деревнях, где жителей, оставшихся доживать век на дедовской вотчине, можно пересчитать по пальцам, рады любому транспорту. Чтобы предприниматели активнее осваивали эту нишу, поделился один из них, не лишним было бы предусмотреть некоторые преференции. Например, бюджетные дотации на предоставление бесплатных пассажирских мест для определенных категорий граждан, ведь в убыток никто работать не будет. Альтернативой для таких деревень могло бы стать, скажем, создание при центрах соцобслуживания единого диспетчерского пункта, в который сельчане обращаются по мере необходимости. В Европе такая практика есть.

Andryxxxz@gmail.com

Фото Дениса ЛЕЩИКА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter