— Кто здесь живет? — спрашивает родитель-воспитатель Наталья Шкараденок.
— Мама и папа, — детским голосом отвечает маленькая Ангелина.
— А какая у тебя фамилия? — продолжает Наталья.
— Скараденок, — не выговаривая букву, произносит малышка.
Мы, конечно, понимаем, что настоящая фамилия у Ангелины не Шкараденок, но это абсолютно не важно, потому что сейчас она и ее сестричка Саша большая (так она ее называет) окружены теплом и заботой мамы и папы — Натальи и Сергея Шкараденок. Такой же любовью окутаны еще семь детей — две девочки Миланы, Маша, Саша, София, Руслан и Артем.
Детский дом семейного типа Натальи и Сергея Шкараденок в агрогородке Лошница Борисовского района. Их дети: Милана, Артем, Руслан, София, Милана, Мария, Александра, Александра, Ангелина.Ровно год назад в Лошнице открыли второй детский дом семейного типа. Родителями-воспитателями для сирот стали Наталья и Сергей. До новоселья они уже воспитывали приемных детей в своей квартире на соседней улице, но теперь государство выделило большой уютный дом для большего количества ребят. Задумывались ли наши герои о том, что уже в зрелом возрасте они отважатся на огромную семью?

— Вы знаете, у меня даже нет педагогического образования, — говорит Наталья Сергеевна. — Я родом из Крупского района, работала в хозяйстве главным бухгалтером. Так случилось, что наше предприятие стали присоединять к другому и мою штатную единицу сократили. Приняла решение уезжать в Борисов. Здесь судьба привела в автобусный парк, где я трудилась кондуктором. Однажды директор попросил выйти на смену в выходной день и сказал: «Дам тебе хорошего водителя». Им оказался Сергей. Теперь у меня хороший водитель на всю жизнь!
У пары от первого брака есть взрослые сыновья. Однажды сестра Натальи, тоже родитель-воспитатель, предложила ей взять детишек. Видя, как сестра любит ребят, заботится о них, какую отдачу они ей дают, Наталья согласилась.
— Я не был против, — говорит супруг. — Мы начали проходить проверки. Это ведь не просто так: за малышней должны ухаживать адекватные люди.

Когда решение исполкома о том, что чете Шкараденок можно доверять детей было у них на руках, они обосновались в квартире в Лошнице. Семья стала прирастать малышами. Говорят, первое время было непривычно: все-таки ребята — вечные энерджайзеры.
— Помню, отправляли ребенка на каникулы, — вспоминает Наталья. — Сначала радуешься, что в доме будет тишина. Потом еду в аэропорт — и слезы накатываются.
Без детей в доме так пусто… Пусть лучше они тут кричат, смеются, плачут, ругаются, играются, но рядом.
Артем и Руслан.Самой старшей Милане 15 лет, она вовсю готовится к экзаменам. Девочка будет продолжать учебу до 11‑го класса и поступать на педагога. А когда-то, десять лет назад, попав в семью Шкараденок, она даже не умела толком ходить… Самой младшей Саше — три годика. Мама и папа (Наталья и Сергей) сделали то, что не смогли сделать биологические родители малышки: научили ее хоть немного, но говорить. Родные матери и отцы этих детей, видимо, были очень заняты употреблением алкогольных напитков и не уделяли должного внимания детям. К счастью, теперь у них есть нормальный пример перед глазами.
Милана и Мария.София и Милана рассказали, что семья у них дружная. Они с нетерпением ждали каникул, чтобы было больше времени гулять на улице. Артем с удовольствием помогает маме по дому. Милану папа называет своей правой рукой: когда родителям нужно отлучиться, она остается дома за главную. Левой рукой Сергей называет Ангелину: ее главная задача — звонким голосом звать всех на ужин.
Милана и София.— Хорошо, что в нашей стране у этих детей в конце концов есть возможность узнать, что такое нормальная семья, — уверены супруги. — Мамину и папину любовь не заменишь ничем. Да, мы числимся родителями-воспитателями. Но это ведь только по документам. По-настоящему мы мама и папа. Рады, что они называют нас именно так, и даже взрослые ребята, которые уехали из дома, все равно звонят и интересуются, как мы тут живем.
Ангелина, Александра и Александра.beleckaya@sb.by
В ТЕМУ
О том, как устроен механизм помощи детям и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, рассказала главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Войтехович:
— В нашей стране координирующую роль в сфере защиты прав и законных интересов детей выполняет Национальная комиссия по правам ребенка. Также функционирует система органов опеки и попечительства. Создана и развивается система выявления семейного неблагополучия.
Сейчас таких около девять тысяч, где растут 19 тысяч детей. Но динамика положительная: ежегодно более 70 процентов снимают с учета. Особое внимание детям, которые остались без родителей. Право на воспитание в семье реализуется в разных формах.
— Почти восемь тысяч детей растут в шести тысячах опекунских семей. Около 2400 ребят — в 1226 приемных. Свыше двух тысяч — в детских домах семейного типа. Есть и усыновители: семь тысяч детей обрели дом в 4500 семьях, — сообщила представитель Минобразования.
Органы опеки и попечительства проводят большую работу по восстановлению родительских прав. В 2024 году родители восстановились в правах в отношении более 120 детей.
Валерия КУРНЕВИЧ