Имена белорусских женщин-режиссеров все чаще на слуху у зрителей

Самые обаятельные и увлекательные

Женщины все активнее теснят мужчин на культурном поле. И это приятная данность сегодняшнего дня. Женщины пишут пьесы, ставят спектакли, снимают кино. И делают это страстно, увлеченно, порой оставляя творцов-мужчин далеко позади. Анна Меликян, Анна Матисон, Наталья Мещанинова, Нина Чусова, Оксана Бычкова, Марина Разбежкина, Авдотья Смирнова — вот лишь некоторые имена, которые у всех на слуху. Вспомним некоторые вдохновляющие примеры и у нас.

pixabay.com

Молодой режиссер Влада Сенькова стремительно ворвалась в мир большого кинематографа. Сначала сняла картину «Граф в апельсинах», а потом фильм «II». Его специальный показ прошел на прошлогоднем Минском международном кинофестивале «Лістапад». Лента, посвященная проблемам старшеклассников, вызвала живой отклик у зрителей. Подкупали искренность интонации, точность реплик на грани фола с точки зрения моралистов. Но импульс, который шел с экрана, не почувствовать было нельзя.

Творчество Сеньковой замечено и отмечено на разных фестивалях. «Граф в апельсинах» получил на «Лiстападзе» диплом «За смелый и свежий взгляд», а на форуме в Коттбусе — специальный приз Discovery Award. На счету картины «II» спецприз жюри в секции «Свободный дух» на Варшавском кинофестивале. К концу этого года ждем новую картину Влады «Прожектеры».

На другой чаше весов женского кино совсем иной кинематограф. Его мы увидели в фильме «Завтра» Юлии Шатун, победившем в национальном конкурсе фестиваля «Лістапад» в 2017 году. «Завтра» — кино неспешное, меланхоличное, медитативное.

В 2019 году на фестивале «Московская премьера» состоялся показ экспериментального альманаха «Драма», состоящего из трех фильмов, которые сняли Юлия Шатун, Никита Лаврецкий и Алексей Свирский.

Своя ярко выраженная стезя и у режисера, директора кинокомпании «Территория кино» Александры Бутор. Она словно ищет формулу зрительского кино наших дней. В фильме «Белые росы. Возвращение» мы увидели несколько удачных актерских работ, запоминающиеся, созданные на контрасте образы большого города и идиллические картины сельской жизни. В мелодраме «Сладкое прощание Веры» восхитились тонкой историей любви романтичных героев. Лента «В личное пространство вход воспрещен» о душевном кризисе внешне успешного героя. Это попытка понять истоки его кризиса, оставшиеся глубоко в детстве. У Александры Бутор силен мотив человеколюбия, она во всем пытается найти подлинную красоту, верит в гуманистическое начало в человеке, не стремится шокировать зрителя. С нетерпением ждем осенью выхода ее нового фильма «Мишень».

А какое разнообразие стилей предлагают нам женщины-режиссеры в театре! Художественный руководитель театра «Территория мюзикла» Анастасия Гриненко, например, смело раздвигает рамки этого жанра. В ее работах «Недалеко от нормы» и «Карманный театр» нестандартный подход, острые темы, интересный способ актерского существования. При этом потрясающее владение большой формой. Умение прочитать мюзиклы Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо» или «Сватовство гусара» адекватно дню сегодняшнему. Сказывается многолетний опыт работы в Белорусском государственном академическом музыкальном театре.

Подробно и элегантно работает режиссер Анна Моторная. Театралам памятны два ее оперных спектакля на сцене музыкального театра — «Колокольчик, или Брачная ночь аптекаря» Гаэтано Доницетти и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Также легли зрителю на душу оперетты «Мистер Икс», «Цыганский барон», «Бал в Савойе» и другие работы Моторной. В Большом театре Беларуси Анна уже представила свою концепцию оперы «Фауст» Шарля Гуно, а значит, ждем и премьеру.

Драматический театр украшают сегодня своими постановками Татьяна Троянович, Елена Силутина, Елена Ганум, Екатерина Аверкова… У каждой свой узнаваемый режиссерский почерк, свой стиль, искреннее желание выразить себя и время. А главное — в их творчестве нет того скептицизма и пессимистического взгляда на мир, которыми зачастую так злоупотребляют наши творцы-мужчины.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter