Как вырастить хорошего племенного быка: интервью с немецким экспертом

Самые лучшие быки Мая

Почему в рационах, привесах и надоях управляющий аграрным предприятием Gros Kreutz руководствуется только хозяйскими, а не показушными критериями

Почему в рационах, привесах и надоях управляющий аграрным предприятием Gros Kreutz руководствуется только хозяйскими, а не показушными критериями


ЭТОТ племенной бык, один из лучших производителей Европы, прожил 10 лет. В нем души не чаяли в учебно-опытном предприятии, потому что животное приносило очень большие деньги. От него произошло почти 50 тысяч высокопродуктивных особей, которые продолжают род в Германии и не только. Да вот беда: недавно элитный бык приказал долго жить — порок сердца. Мы, конечно, почтили минутой молчания невосполнимую для племенного дела потерю и поняли еще раз, насколько персонифицировано отношение немецких специалистов к каждому заслуживающему того животному. Не к стаду вообще, а, понимаете, к каждому. Все полдня, которые мы тщательно знакомились с хозяйством, то и дело являли подобные примеры и человеческой гуманности, и экономического расчета.


Они тоже скоро станут самыми лучшими быками

GROS Kreutz, несмотря на ключевое слово «большой», — хозяйство, по нашим меркам, маленькое. 1000 гектаров земли, 800 голов КРС, 500 овец и 900 свиней. Более того, почвы здесь в основном песчаные, на них выращивают то, что лучше переносит засуху: рожь, тритикале, люпин, кукурузу. И урожайность зависит прежде всего от количества осадков в году. То есть обратим внимание: управляющий определяет стратегию и тактику как земледелия, так и животноводства. И никто ему не указ — ни руководство земли Бранденбург, ни канцлер. Но и сам себе управляющего агропредприятием Детлеф Май — не враг, все его решения основываются на экономической перспективе, рыночном спросе. И еще — на рекомендациях ученых свободного университета в Берлине, поскольку хозяйство все-таки учебно-опытное.

Управляющий учебно- опытным аграрным предприятием Детлеф МАЙ.
Управляющий учебно- опытным аграрным предприятием Детлеф МАЙ.

Хозяйство-то малое, но и здесь не складывают яйца в одну корзину. 70 процентов доходов формирует само сельское хозяйство, 15 — услуги (курсы ветеринарных клиник университета) и еще 15 процентов — опыты. Скажем, когда мы подошли к одному из бычников, Детлеф Май сказал:

— Этим быкам-красавцам по 11 месяцев. Они — самых лучших пород, это отцы будущих поколений. Племенной молодняк мы берем в хозяйствах, за содержание они нам платят.

По племенным быкам нам все было ясно. Золотой фонд предприятия. А вот с чисто мясными породами вышел небольшой спор профессионалов. В частности, председатель брестского СПК Алексей Скакун никак не мог поверить в то, что среднесуточные привесы свыше 1,7 килограмма, за 500 дней быки вырастают до 600—680 килограммов, а иногда и до тонны. И, похоже, не очень устроил его ответ немецкого коллеги о том, что достигается фантастический результат за счет очень хорошего кормления. Всех белорусских специалистов интересовали, прежде всего, точные рационы и конкретные кормовые единицы. Воздавший респект за профессиональную дотошность, управляющий вынужден был распечатать на руки подробный отчет о кормлении этих гигантов.

Но поскольку экономические показатели у наших специалистов сегодня особенно в тренде, они продолжали донимать коллегу конкретными вопросами об этом. Включая и вашего покорного слугу. Я спросил у Мая о себестоимости и рентабельности в животноводстве, насколько чувствительны и обязательны у них подобные показатели?

Детлеф в ответ подробно остановился на ценах на говядину, свинину и молоко, заметив, что он со своими службами считает так, чтобы было полезно и выгодно. Не все направления хозяйствования приносят прибыль. Например, на молоко, после снятия Евросоюзом квот на него, цены упали. Зато очень выгодно торговать бычьей спермой, говядиной — в меньшей степени. А вот козьим мясом — самое то: килограмм идет за 7 евро (для сравнения: свинина — 1,4 евро). Козы эти не простые — африканские, и размножают их у себя через закупку на далеком континенте спермы. Словом, гибко ориентируются под рынок, чтобы быть на плаву. И так во всем.

Что касается скепсиса по поводу привесов быков на откорме, Детлеф Май сказал примерно следующее. Он тоже не верил в такие рекорды, когда был студентом университета. А на практике потом убедился: если выбирать самые лучшие породы быков (то есть генетический фактор), если не пичкать их антибиотиками, если соблюдать рационы и санитарные нормы, все будет именно так, как есть. И это не для отчета доклада: 2 килограмма в сутки реальный привес!


Наши специалисты настойчиво искали секрет высоких удоев и рекордных привесов.

И еще один профессиональный аспект. Когда привесы очень большие, у животных обязательно возникнут проблемы с конечностями. Стало быть, надо содержать откорм только на соломенной подстилке, а вот племенных быков — на резиновых матах. Этот аспект тоже строго учитывается.

Откармливает Май и мясных телок, есть и продуктивное дойное стадо — 220 молочных коров. Доят роботом, которому уже 16 лет. Средний удой — 10,5 тысячи килограммов в год. Но что характерно: мясные коровы круглый год находятся в поле, а молочные — в легких сооружениях, на которые не надо тратить огромные средства. Зимой случаются отрицательные температуры до -25 градусов, но все отлично функционирует. За счет чего же не замерзает вода? Электроподогрев — раз, тепло парного молока и земли — два. Вот и все премудрости. Да, каждая молочная корова должна стоять в своем боксе. Летом же, когда жарко, работают вентиляторы.


Эти овцы назавтра ушли с аукциона на выставке земли Бранденбург.

И последнее, с чего я, собственно, начинал эти заметки. Любое животное, особенно молочная корова, не любит стрессов. Если на робот загоняют силой, молоко она не отдаст. Я уж не говорю о том, что все животные в Gros Kreutz  просто привыкли к заботе и ласке.

ЕСЛИ итожить впечатления от посещения агропредприятия, хочется сказать следующее. Немецкие крестьяне хозяйствуют рационально. И ни за какой показухой, ни по какому поводу не гонятся. Когда речь зашла о рационах, Май сказал, как отрезал: сейчас хорошие цены на рапс, я использую рапсовый шрот, будет выгодна соя, куплю сою. Вместо шестнадцатилетнего робота, который уже давно окупил себя, они монтируют новый, но доят пока, и неплохо доят, на старом. Так и с биогазовой установкой, маленькой, не очень современной, построенной 12 лет назад. Худо-бедно, но пропускают через нее жижу, остатки корма, подпорченный силос. И на выходе получают не очень много газа — около 200 киловатт энергии. Но в хозяйстве этим отапливается свое бюро, за счет чего экономится до 25 тысяч литров солярки в год. Шесть лет назад установка уже себя окупила, а сейчас ежегодно приносит до 40 тысяч евро прибыли.


Те самые африканские козы и их потомство.

Чем не школа образцового, пусть и не показательного, хозяйствования на земле, которая при 100-балльной оценке плодородия тянет всего на 29 баллов. Это возможности земли. Зато крестьянские заботы и труды на ней мы, участники учебы-семинара «Европейские стандарты в животноводстве», оценили на «отлично» по любой системе оценок.

Фото автора

P.S. Напомню, что учеба-семинар в Германии и Польше «Европейские стандарты в животноводстве» организована Белорусским крестьянским советом при поддержке Крестьянского союза земли Бранденбург.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter