Самур. Бомберос. Грасиас!

Как работают и спасают жизни экстренные службы Мадрида

Как работают и спасают жизни экстренные службы Мадрида: скорая помощь, кризисный центр 112 и пожарные

 
 

Забудьте о корриде, темпераментных танцах с кастаньетами и горячем взгляде Антонио Бандераса. Во всем, что касается безопасности, испанцы рассудительны и холодны как лед. При первом знакомстве с их моделью гражданской защиты может показаться, что она местами расточительна и даже несистемна. Но, повторюсь, это лишь первое впечатление. Испанская версия МЧС это точные расчеты, помноженные на современные технологии и личную ответственность специалистов за жизни людей. Все это мы увидели в 5-миллионном, не знающем покоя и тишины Мадриде.

Кодекс чести «самурая» 

…Поначалу микроавтобусы с оранжевой и желтой полосами на борту мы ошибочно приняли за службу газа. Во-первых, цвет агрессивный. Во-вторых, название непонятное ― SAMUR. Но после того как из разных частей города в одну и ту же точку примчались с сиренами сразу несколько таких машин (на наших глазах парень упал со скутера и повредил колено), поняли, что это «скорая помощь». Точнее, очень скорая, работающая по иным законам и нормативам.

 

Двухэтажный дом с национальным флагом у входа, вышкой связи и уже известной нам аббревиатурой на фасаде. Это и есть головной офис мадридской скорой помощи. Проходим за ворота на территорию и попадаем в гараж. Под навесами выстроились в линию уже знакомые нам желто-оранжевые «фольксвагены» и «мерседесы». Но вот что здесь делают мощный «хаммер» и десять БМВ X5?

 

― Армейский полноприводной джип выезжает на вызовы, когда пострадавший находится в труднодоступном районе. Например, в гористой местности, в лесу за городом… Десять других машин призваны в кратчайшие сроки добираться до места ЧП: как нельзя лучше в этих случаях подходят скоростные БМВ, ― поясняет Эрвигио Караль, начальник службы скорой помощи Мадрида. ― Есть у них и другая задача: контролировать время прибытия к месту происшествия карет «скорой». И с этим, поверьте, все очень и очень строго.

 

Позже нам объяснят, что САМУР заключил публичный договор с мэрией о времени прибытия не более 7 минут 40 секунд. И если посмотреть на карту-лабиринт этого огромного города, вы поймете, как ничтожно мал этот норматив. На каждый вызов выезжает сразу несколько бригад, которые находятся поблизости. Принцип такой: лучше больше, чем кто-то безнадежно застрянет в «пробке». О том, как спешат к пострадавшему мадридские медики, красноречиво свидетельствуют помятые бамперы БМВ и неотложек-«фольксвагенов».

 

В кабинете у Эрвигио Караля висит большой ЖКИ-экран, на котором в режиме реального времени отображены все происшествия по городу на данный момент. На площади дель Соль пожилая женщина потеряла сознание, на станции метро «Пуэрта дель Сур» у мужчины остановка сердца, на Калле Алкала парень попал под машину… Время поступления сообщения, время прибытия, итог: в каждой строчке ежедневная мини-история жизни и смерти. Триста вызовов в сутки, более 115 000 в год. И на все про все ― 7 минут 40 секунд.

 

― От того, как та или иная бригада укладывается в норматив, зависят ее премиальные и бонусы. Если несколько месяцев кряду фиксируется опоздание, медиков даже могут отправить на переквалификацию к другому экипажу, ― объясняет Эрвигио Караль. ― Но это редкий случай. САМУР пользуется большим авторитетом у мадридцев: дети рисуют нас на плакатах и календарях. Десятки волонтеров проходят стажировку и бесплатно помогают нам, чтобы со временем влиться в коллектив и надеть почетную желтую куртку штатного медика службы.

 

Они по праву заслужили такую любовь. 11 марта 2004 года. Черный день испанской истории, когда в четырех электричках взорвались 10 бомб, одномоментно лишив жизни 191 человека и ранив еще 2000. При том, что в тот момент на службе находились 70 врачей, меньше чем через час на месте страшного теракта работали уже 400 медиков. Раньше считалось, что собрать такое число специалистов в столь сжатые сроки, невозможно. Одним из тех, кто сделал невозможное возможным и спас десятки жизней, был Эрвигио Караль.

Семь бед ― один ответ

А мы едем дальше. Двадцать километров от Мадрида ― и из окон автобуса открывается вид на необычный объект в форме огромной шайбы. На высоком бетонном постаменте отливают на солнце серебром три цифры ― 112. А это значит, мы в самом сердце знаменитой «Службы 112». Уж простите, выдам секрет. Хоть одним глазком взглянуть, как здесь все устроено, мечтает каждый спасатель постсоветского пространства.

 

Итак, смотрим. В круглом зале, больше похожем на ледовую арену хоккейного клуба «Юность-Минск», оборудовано более 90 рабочих мест операторов. Именно сюда, на единый номер 112, стекается информация обо всех происшествиях в Мадриде и области: от горящей во дворе мусорки до наводнения общенационального масштаба. Здесь данные обрабатываются и мгновенно пересылаются в оперативные службы по профилю: пожарным, полиции, медикам, аварийной канализации и т.д.

 

― В столице Испании и области проживают около 6,5 млн. человек. Кроме того, в год этот регион посещают более 10 млн. туристов со всего мира. Необходимость создания такой универсальной службы назревала давно. Свою работу она начала в 1998 году, ― рассказывают нам во время обзорной экскурсии сотрудники. ― В каждой смене, которая заступает на дежурство, как минимум, один оператор владеет английским, немецким и французским. Однако если возникает необходимость, служба связывается с одной из частных компаний, которая в режиме аудиоконференции переводит с 67 языков мира.

 

Каждый звонок заполняется как анкета, в графах которой оператор указывает вид ЧС, прочие необходимые данные и выставляет степень приоритета. Обмануть программный комплекс невозможно: он с ходу определит номер стационарного телефона и покажет всю историю вызовов с него. Что касается мобильных, будет четко установлена зона-ячейка, из которой вы набираете 112. На все эти манипуляции уйдет примерно 60 секунд, затем система сама предложит оператору, как действовать в данной конкретной ситуации. Через мгновение он примет решение об исполнителе(-ях) и нажмет на кнопку «Отправить»…

 

― В зале дежурят минимум 25 человек, но уже через час в случае необходимости сюда прибудет двукратное «усиление». С этими людьми подписан отдельный контракт. К слову, когда в Мадриде прогремели взрывы, загрузка этого центра не превысила 74 процентов, ― вспоминают специалисты. ― Если мы видим, что чрезвычайная ситуация выходит за рамки простого пожара, ДТП или аварии, тут же задействуется система массового оповещения населения. В 2005 году недалеко от Мадрида перевернулась машина, перевозившая опасные химические реагенты. Случился разлив. В зону возможного поражения попадали жилые дома в полукилометровой зоне от места аварии. За 10 минут об опасности и дальнейших действиях были предупреждены все 9000 граждан, проживавших в той местности.

 

Но вернемся в зал. Переслав анкету ответственным службам, оператор «Службы 112» обязательно дождется полного разрешения ситуации. Только затем вызов отправят в архив, где он будет храниться в течение нескольких лет. На всякий случай.

По дороге на следующий объект мы бурно обсуждали неожиданный факт: таких центров по всей Испании еще 23. Причем каждый из них ― независимая структура со своим штатом и четко определенной зоной ответственности. Никак не могли взять в толк, почему нельзя было сделать один такой центр на всю страну? Забегая вперед, скажу: испанцы никак не могли понять обратного.

Ножницы против зарплат

…Желтый вертолет на спецплощадке, гараж на шесть выездов боевых машин, непонятное слово «bomberos», синяя форма и золотистые каски ― мы в областном подразделении пожарной службы Испании. Говоря на белорусский манер, мадридском областном управлении МЧС.

 

«Бомберос» переводится с испанского как «пожарные». Но, поверьте, за архаичным по форме словом стоит очень современная по сути служба спасения со всеми необходимыми атрибутами. Любопытный факт. В отличие от белорусских спасателей, у испанцев «плавающий» график дежурств. Скажем, в декабре у одного из пожарных дежурные сутки приходились на 1, 7, 11, 17, 22 и 28 числа. То есть в среднем получается сутки через пять (наши ребята о таком графике могут только мечтать. ― Авт.). При этом в году у бомберос значится не более 60 суток с обязательством прибыть на службу в случае необходимости. А зарплата начинается от 1500 евро.

 

В гараже и на улице мы увидели современную боевую технику, в основном на базе шасси «Мерседес-Бенц». И машины, и спасательная амуниция с оборудованием закупаются за счет местного бюджета. Но этот самый бюджет сейчас как раз и стал главной темой для недовольства. Как и всем бюджетникам, спасателям в целях экономии урезали в декабре 13-ю зарплату. Но на этом дело не кончилось. Сейчас в парламенте Мадридской области идут разговоры о дальнейшем сокращении кадров и финансирования пожарной службы, ликвидации одного из подразделений и увеличении числа обязательных дежурств до 64.

 

Ответ бомберос можно увидеть на фасаде гаража: на растяжках нарисованы перечеркнутые ножницы как символ урезанных зарплат. Кроме того, на всех автоцистернах, автолестницах и командно-штабных джипах службы красуется надпись: «Пожарные под угрозой исчезновения».

 

Однако это вовсе не значит, что они не поедут на пожар или другую чрезвычайную ситуацию. Они испанские спасатели, и этим все сказано!

Выйти сухим из тоннеля

…Мы возвращаемся в Мадрид и вскоре с головой «прячемся» от земных проблем в метро. В комфортном быстром ультрасовременном многофункциональном испанском метро, которому нет конца и края. 13 линий, около 300 станций, более 320 км путей ― эта подземка с гордостью носит звание второй по протяженности в Европе. После лондонской, разумеется.

 

Жуткий теракт 2004 года стал поворотным в судьбе страны и наложил резкий отпечаток на отношение к вопросам безопасности. Понятно, что метрополитен, который ежедневно с 6 утра до 2 ночи перевозит несколько миллионов человек, находится под пристальным контролем соответствующих служб. Как же защищают пассажиров мадридского тьюба?

 

Повезло: нас допустили в святая святых ― центр управления метрополитена. На многочисленных мониторах видны поезда, которые движутся на разных участках и линиях. При этом все тоннели и станции оборудованы видеокамерами, а также автоматическими датчиками, улавливающими дым. Чуть что не так ― сработает система аварийного пожаротушения и включится режим оповещения пассажиров.

 

В год такое случается в среднем 5―6 раз: в основном по причине возгорания мусора в контейнерах, а также во время плановых учений.

Вертикаль или горизонталь?

Как ни странно, в очередной раз мы вспомнили о метро в региональном отделении Национальной школы гражданской защиты. Еще одно здание в форме гигантской шайбы, вокруг которого на несколько гектаров простирается полигон с учебными зонами. Одна из них ― это вагоны электропоездов метрополитена, в которых можно качественно отработать эвакуацию пассажиров и тушение пожара.

 

Этот пригородный полигон рассчитан на переподготовку спасателей из Мадрида и области. Раз в три года они приезжают сюда со своим оборудованием, чтобы подтвердить квалификацию и набраться опыта в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Лесные пожары, оползни, землетрясения, наводнения, тушение возгораний на нефтеперерабатывающих предприятиях ― это неполный список тех учебных вводных, которые им предстоит пройти для заветного «зачтено».

 

Вы уже, наверное, догадались, что точно такие же полигоны действуют в каждой без исключения области страны. И точно так же, как этот, повышают квалификацию штатных спасателей и волонтеров своего отдельно взятого региона. Почему бы не создать один центральный полигон национального значения, где тренировались бы все (как у нас в ИППК под Борисовом)? Глядишь, и денег на этом в масштабах страны можно было бы сэкономить…

 

Не скрою, данные вопросы вызывали искреннее недоумение у наших испанских коллег. И вот почему. В этой развитой европейской стране, где каждая область сама утверждает и финансирует свои планы гражданской защиты, руководитель местной администрации, по сути, выполняет функции министра по ЧС. Он отвечает за все. И потому слово «децентрализация» здесь звучит столь же веско, твердо и аргументированно, как у нас «вертикаль». Вот потому-то своя собственная «Служба 112» вместе со своим отдельным полигоном и своими пожарными ― это вовсе не каприз и не излишество. А гарант безопасности и спокойствия сотен тысяч людей, доверивших свое имущество и жизнь профессионалам. По крайней мере так считают в Испании.

 

Коротко

Эта ознакомительная поездка организована программой PPRD East. С испанской системой гражданской защиты знакомились представители спасательных ведомств и СМИ Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter