“Самовольщики” или бойцы земельного фронта?

К трем годам и шести месяцам лишения свободы приговорена председатель Колодищенского сельского исполнительного комитета. Официальная формулировка — «за превышение власти и служебных полномочий». По версии следствия, она незаконно лишала одних людей земельных участков в угоду другим новым собственникам. Такая своеобразная «экспроприация экспроприаторов». Кроме того, желающим решить земельный вопрос предприимчивая дама предлагала для начала оказать спонсорскую помощь и внести на расчетный счет сельисполкома денежную сумму. В итоге двое землевладельцев «пожертвовали» по четыре миллиона рублей в качестве «спонсорской помощи». А все за вожделенные сотки.

Земля всегда и везде была и остается в цене. Еще в исторические времена ради расширения своей территории алчные правители завоевывали целые страны, земельные наделы покупали и дарили. Разница была только в цене и размерах — от “полцарства” до шести соток. Несмотря на то что в итоге человеку понадобится всего-то метра два земли, битва за нее не стихает и по сей день. В принципе, она осталась той же, только приняла цивилизованные формы. Вместо топоров и мечей в качестве оружия выступают деньги и “нужные” знакомства с предложениями, от которых трудно отказаться. А функции местных феодалов “взваливают” на себя некоторые руководители и работники госструктур, от которых зависит раздел земли на местах. А это не так уж и сложно, если учесть, что необходимый порядок в земельном вопросе государство стало наводить совсем недавно, начиная с Указа Президента № 58 от
28 января 2006 года “О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков”. А до начала нынешнего века упорядоченных правил выделения гражданам земель фактически не было. Точнее, они были, но очень расплывчаты.
— В итоге, после проведенных органами прокуратуры и Комитета госконтроля проверок, выявилась масса нарушений в так называемом земельном вопросе,— рассказывает начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Григорий Шостак. — В чем они выражаются? Граждане захватывают земли, незаконно строят на них различные объекты; неправомерно выделяются земельные участки в водоохранных зонах и прибрежных полосах озер и рек; незаконно лишают граждан земельных участков; должностные лица органов власти и контролирующих органов не принимают необходимых мер, чтобы пресечь нарушение природоохранного и земельного законодательств.
Примеров по каждому из перечисленных Григорием Шостаком пунктов — множество. Схему, похожую на колодищенскую, использовал и бывший председатель Острошицко-Городокского сельисполкома. Гражданам, желающим решить вопросы о выделении земельного участка, он предлагал для начала внести на внебюджетный расчетный счет сельисполкома энную сумму денег на благоустройство территории и т.д. Заявлял им, что эти платежи подлежат уплате в обязательном порядке. Действия сторон скреплялись договорами. И люди платили. Таким образом с пяти человек было собрано более 140 миллионов рублей. А председатель стал получать на работе премии. Сначала более одного миллиона рублей в месяц, затем более двух с половиной миллионов — неплохая прибавка к зарплате. Интересно, что одной из желающих получить землю, и заплатившей более 32 миллионов рублей “спонсорской помощи”, участок был выделен, но несколько меньший, чем было обещано. Сейчас производство по этому делу приостановлено: бывший председатель сельисполкома покинул пределы Беларуси. А вот бывший председатель Щемыслицкого исполнительного комитета подписал заведомо незаконные решения о передаче гражданам в частную собственность без предварительной оплаты 36 земельных участков, принадлежащих государству. Сейчас в отношении него возбуждено уголовное дело.
Ранее, из-за ненадлежащего соблюдения земельного законодательства, люди получали землю даже там, где это запрещено. Речь идет о водоохранных зонах. Для малых рек, прудов, водохранилищ и озер вне населенных пунктов они составляют 500 метров. Прибрежная полоса зависит от уклона поверхности земли и может составлять от 20 до 200 метров. Для населенных пунктов минимальная ширина водоохранной зоны составляет 300 метров, соответственно минимальная ширина прибрежной полосы должна составлять для средних и больших рек — 50 метров, а для водохранилищ и озер — 30 метров. То есть ближе этого расстояния к воде застраивать берег нельзя. В том числе баньками или собственными причалами. Не говоря уже о промышленных предприятиях.
Например, в Ветковском районе в 500-метровой зоне, прилегающей к реке Сож, благополучно действуют две молочнотоварные фермы, принадлежащие КСУП “Хальч” и СПК “Шерстин”. При этом защитная дамба от сбросов животноводческих стоков в пойму реки находится в аварийном состоянии. А вот в деревне Колышки Лиозненского района в водоохранной зоне реки Сухая Поленица расположена животноводческая ферма СПК “Колышки”. Навозохранилище фермы оказалось переполненным, часть навоза попала в мелиоративный канал, а потом и в реку.
 Так поступил один любитель природы, отхвативший себе пятую часть гектара на берегу Раубичского водохранилища. А что?! Через некоторое время на участке были возведены и три хозяйственные постройки. Кстати, нарушитель неоднократно привлекался к административной ответственности, однако все предписания местных властей о сносе строений игнорировал. Только сотрудники прокуратуры смогли получить от него письменное обязательство устранить нарушения, объяснив, что за подобное самоуправство в определенный момент может наступить и уголовная ответственность. Другой самоуправщик на том же водохранилище и примерно на таком же  самовольно занятом земельном участке решил построить теннисный корт. Прямо у кромки воды. Несмотря на предписания о демонтаже постройки и освобождении земли, воз, то есть корт, и ныне там. Кстати, за самовольное строительство предусмотрен штраф до 50-ти базовых величин. Только в Минском районе установлено около 1800 подобных нарушений.
— Наша цель не в том, чтобы составить больше протоколов или возбудить уголовных дел, а восстановить законность, — говорит Григорий Шостак. — Прежде всего исполнительные комитеты не должны допускать самовольного строительства объектов. А если вовремя недосмотрели, то обязаны принять незамедлительные меры к тому, чтобы в порядке, установленном законодательством, узаконить их или снести. Причем снос производится самими “самовольщиками” или за их счет. Не представляет никакой сложности для исполкомов и вернуть в земельный фонд самоуправно занятые земельные участки.
Многие люди получили свои земли еще в начале 90-х годов. Но некоторые участки были выделены с нарушениями законодательства. Что же делать? Ведь землевладелец не виноват в этом и вложил в свою землю немало средств и труда. Конечно, хватает здесь и нарушений со стороны собственников. Получается, что распределить-то землю распределили, а должного контроля за ее использованием на местах не осуществляли. Точнее, он есть, но только на бумаге. Действительно, исполкомы, землеустроительные и природоохранные структуры направляли необходимые предписания и предупреждения нарушителям, но как такового полного и нужного решения не было. Свои обязанности местные контролирующие структуры выполняли, но несогласованно, если не сказать формально. К примеру, самовольное строение нужно было либо узаконить, либо снести. Но даже и в тех случаях, когда принимались подобные решения, дело до конца не доводили. А придется довести.
И построенную у ручья баньку передвинуть подальше от воды, и “шагающий” в стороны забор поставить по установленному периметру...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter