Самосвал для Кейптауна

За год экспортный лизинг техники и оборудования принес $290 млн

Наша страна в 2010 году заключила 25 договоров международного лизинга на поставку белорусской техники общей стоимостью свыше 30 млн. долларов США

Во всем мире экспортный лизинг считается крайне эффективным механизмом по продвижению техники и оборудования на территории зарубежных стран. Любое государство заинтересовано в расширении своей экспансии, а предложить иностранному покупателю приобрести товар пусть не сразу и не за полновесные деньги, а хотя бы на условиях долгосрочной финансовой аренды весьма неплохая идея. Беларусь на постсоветском пространстве стала пионером по внедрению экспортного лизинга, и, судя по первым результатам, этот эксперимент можно считать удавшимся.

«Отечественный экспортный лизинг пока находится в начале своего долгого и тернистого пути, но первые итоги дают понять, что этот инструмент при продвижении продукции отечественного машиностроения оказался весьма эффективным», — уверена начальник управления развития финансового рынка Минфина Ирина Нассонова. По словам чиновника, внешнеэкономические сделки, при которых фирма предоставляет иностранному арендатору оборудование, купленное ею у другой фирмы в своей стране, реально поспособствовали продвижению продукции отечественного машиностроения. В числе производителей, чьи товары в 2010 году на правах финансовой аренды отправились за рубеж, находятся такие гиганты, как РУП «МТЗ», РУП «Гомсельмаш», ОАО «МАЗ», ОАО «БелАЗ», ОАО «Белкоммунмаш», РУП «БЗТДиА», ОАО «Бобруйскагромаш». «По договорам международного лизинга в 2010 году мы передали в общей сложности 430 единиц техники и оборудования на сумму $ 15 млн.», — отмечает глава компании ОАО «Промагролизинг» Павел Крупнов. 

С февраля прошлого года лизинговый оператор «Промагролизинг» приступил к реализации программ поставки техники белорусских производителей по договорам международного лизинга в страны СНГ, ЕС и Африку. 

Немало белорусской техники на условиях экспортного лизинга, разумеется, уходит к нашим ближайшим соседям — в Россию и Украину, хотя в компании прорабатываются и другие, менее традиционные рынки. К примеру, в скором времени в карьерах Южно-Африканской Республики приступят к работе 5 БелАЗов. Еще одним не совсем традиционным для отечественной торговой экспансии направлением стала Чешская Республика. Выход на рынок этой страны обеспечила созданная в сентябре 2009 года дочерняя структура ОАО «Промагролизинг» совместная белорусско-чешская компания ООО «Бел-Чех Трейд». В Чехию по внешнеторговым контрактам за прошлый год было поставлено свыше 100 единиц техники производства РУП «МТЗ», РУП «БЗТДиА» на $ 3,5 млн. Кстати, в чешском городе Тршэбич организована постоянно действующая экспозиция отечественной техники, а также сформирован центральный европейский склад запасных частей, который, как ожидается, вскоре будет использоваться всеми дилерами белорусских производителей в Евросоюзе.

«Экспортный лизинг в нашей стране пока развит слабо, — добавляет ложку дегтя руководитель ОО «Белорусский союз лизингодателей» Александр Цыбулько. — Но это не оттого, что белорусские лизинговые операторы плохо работают, а в связи с наличием ряда «технических» проблем. В частности, поставки техники в Россию на условиях лизинга сопровождаются сложностями с регистрацией там объектов лизинга. Недавно вопрос о создании бесперебойного механизма поставок техники по лизинговым схемам обсуждался на совместном заседании таможенных служб Беларуси и России. Российским ведомствам были даны поручения изучить ситуацию по наличию барьеров и предложены меры по изменению ситуации».

Как рассказывает Павел Крупнов, в планах у лизингового оператора через совместное чешское предприятие выйти на рынки Австрии, Франции, Словакии, Болгарии, Нидерландов. «Через Украину, куда активно ведутся поставки, имеется возможность попасть в такие страны, как Румыния и Молдавия. В настоящее время прорабатывается вопрос создания совместного предприятия в Грузии, которое позволит реализовывать белорусскую технику на условиях лизинга на рынках Армении, Азербайджана, Ирана, Турции», — рассказывает руководитель. Вместе с тем задачи по наращиванию поставок белорусской продукции на экспорт по лизинговым схемам поставлены и на государственном уровне. Ожидается, что к 2015 году около 30 % производимой продукции по линии Министерства промышленности будет экспортироваться именно на условиях финансовой аренды.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter