Самописцы в поликарбонате

В Беларуси появятся первые цифровые тахографы для дальнобойщиков

Со следующего года в Беларуси появятся первые цифровые тахографы и специальные карточки к ним

Дальнобойщик, с которым мне довелось ехать от польской границы до Минска, назвал минимум три способа обмана бортового самописца в кабине. Один из них – покупка подделки у «специалистов» с темной репутацией. Всего делов-то: 10 у.е. за «блин» — и никаких трений с полицией, можешь крутить баранку хоть 16 часов в сутки! В Европе проблемой подделок в сфере международных грузо- и пассажирских перевозок обеспокоились лет 7 назад. Так появились цифровые тахографы – умные приборы, в которых данные о скорости движения, времени в пути и даже остановках на маршруте записывает электроника. И не куда-нибудь, а на пластиковую карточку! Уже через год эта технология появится в Беларуси. «Р» узнала подробности.

— Сейчас на всех фурах и автобусах, которые выезжают за рубеж, установлены электромеханические тахографы. Они преобразуют движение вала двигателя в электрический сигнал и рисуют скорость и время в виде диаграммы на бумажном бланке. Расшифровать ее с ходу довольно тяжело, а подделать просто… Поэтому в странах ЕС на смену прежней технологии пришли электронные самописцы, — рассказывает «Р» Сергей Плиска, начальник отдела средств защиты и идентификации документов РУП «Криптотех» Гознака. – Сам прибор по размерам не больше магнитолы. Садясь за руль, водитель вставляет в него специальную карточку – и все время, что машина находится в пути, она фиксирует основные данные пройденного маршрута. Остановив фуру или автобус на дороге, полиция стран Евросоюза может за секунды проверить интересую­щую информацию. Нужны показания прибора за последние 60—70 часов – вставил карту водителя в свой тахограф и все увидел на дисплее. Если же требуется месячный срез, при помощи своей карточки полицейский или транспортный инспектор может получить распечатку из тахографа проверяемого водителя. Удобства и скорость очевидны.  

Как, впрочем, и высокая степень защиты от подделки. Поликарбонат, из которого изготавливаются карточки, прочен и износостоек. Он ламинируется при температуре около 200 градусов и, по сути, превращается в монолит. Кроме того, в карту вклеен контактный чип: на нем фиксируется как информация о самом водителе, так и о пройденном им маршруте. Изменить ее очень сложно. После двухлетнего изучения вопроса и ознакомления с западными образцами белорусские ученые сделали первые идентификационные карточки для цифровых тахографов. Сейчас по договору с Минтрансом на специальном производстве Гознака изготавливается опытная партия.

— Их будет всего четыре вида: карта водителя, контрольная, карточка мастерской и автомобильного перевозчика (предприятия). В водительской карте, к примеру, — фотография, Ф.И.О., дата рождения, дата выдачи документа, срок его действия, номер и графа для личной росписи, — показывает первые готовые образцы Сергей Плиска. – Согласно условиям договора до конца года мы должны сертифицировать все эти карты в уполномоченных европейских структурах. Проще говоря, они пройдут тесты на криптографию, функциональность и совместимость с тахографическими системами других государств. Только после этого мы сможем начать их массовый тираж.    

Как ожидается, первые цифровые тахографы и поликарбонатные карточки к ним будут выданы водителям-международникам в следующем году. Ожидаемый тираж – 10 000 штук.

Кстати

Параллельно ученые «Криптотеха» работают над соз­данием водительского удостоверения нового образца. За основу взяты требования директивы Евросоюза, которая предписывает до 2034 года всем странам ЕС ввести у себя права единого образца (сейчас там в ходу более 110 видов удостоверений водителя). Этот документ также планируется изготавливать на поликарбонатной карточке с опциональным чипом и антенной. Кроме личных данных и фотографии, он будет содержать информацию о виде транспортного средства, которым имеет право управлять предъявитель. Эскизы вскоре продемонстрируют специалистам УГАИ МВД. Один из главных посылов проекта – такие права должны признаваться в Европе.   

На снимке: так выглядит контрольная карточка. С ее помощью проверяющий сможет за считаные секунды получить все интересующие данные из цифрового самописца водителя.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter