Как сделать тротуары безопасными для пешеходов и пользователей средств персональной мобильности

Самокаты готовы к выезду

После зимней «спячки» на улицах наших городов стало больше гироскутеров, велосипедов, моноколес. Эти средства передвижения шустрые, мобильные и компактные. С каждым годом спрос на них растет. Но есть и обратная сторона медали — скорость. Что делать и куда обращаться, если вас сбил электросамокатчик?

Красный свет для лихачей

Конфликты как между автомобилистами и пользователями средств персональной мобильности (СПМ), так и между пешеходами и обладателями «маломеров», увы, не редкость.

Недавно 34-летний минчанин не справился с управлением электросамоката и наехал на 59-летнюю женщину. Медики диагностировали у несчастной переломы кисти руки, ссадины и кровоподтеки.

В обновленных Правилах дорожного движения, которые вступили в силу прошлой осенью, прописали четкие механизмы, регламентирующие использование СПМ. Передвигаться на гироскутерах, электросамокатах, сегвеях разрешено с 14 лет со скоростью не более 25 км/ч. Нарушение для «шумахеров» может обернуться штрафом. К примеру, если речь идет о ДТП с участием таких средств передвижения, его размер может составить до 20 базовых величин (740 рублей).

В УГАИ ГУВД Мингорисполкома рассказали, что только в прошлом году в столице произошло два десятка ДТП с участием пользователей СПМ, пострадали 20 человек, в том числе семеро несовершеннолетних.

В целом сама грамотная инфраструктура подталкивает к правильному движению. Так, в Минске планируют определить «медленные» зоны. Например, в парках и скверах шеринговые самокаты не смогут разгоняться более 15 км/ч.

Упорядоченная мобильность

Елена Мойсеюк, адвокат специализированной юридической консультации Минска «Транспорт и право», отмечает, что безопасность — острый вопрос для индивидуальных электрических средств передвижения. В конфликтных ситуациях, когда управляющий гироскутером, моноколесом или электросамокатом столкнулся с прохожим, все участники дорожного движения (как на СПМ, так и без них) приравниваются к пешеходам. При возникновении подобной ситуации адвокат рекомендует без промедления сообщить о случившемся сотрудникам ГАИ и при необходимости вызвать скорую:

— Расскажите врачу или медработнику подробные обстоятельства получения повреждений. Эта информация может в дальнейшем понадобиться для проведения судебной медицинской экспертизы. Также важно зафиксировать следы места столкновения, не изменяя обстановку до прибытия ГАИ. Можно сделать фото с места происшествия, записать данные свидетелей.

Специалисты проведут проверку и дадут правовую оценку действиям каждого из лиц, уточняет Елена Мойсеюк:

— При причинении тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения пешеходу виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 155 УК Беларуси. При установлении факта нарушения ПДД, если пешеходу будет причинен незначительный вред здоровью или будет повреждено его имущество, привлечение виновного лица к административной ответственности автоматически не восстановит права пешехода, поскольку административный штраф подлежит уплате не в пользу лица, которому был причинен вред, а в пользу государства.

По словам адвоката, если пешеход хочет возместить имущественный вред, получить компенсацию морального ущерба, то необходимо обращаться в суд. Здесь важно установить личность и контактные данные (включая адрес места проживания или регистрации) лица, управлявшего мобильным средством передвижения.

Дороги высокой культуры  

При пользовании новомодными средствами передвижения безопасность является ключевым фактором, уверен Дмитрий Клюйко, начальник кафедры военно-полевой хирургии ВМедИ Белорусского государственного медицинского университета. Ведь даже при ограничении максимальной скорости (25 км/ч) при падении с того же электросамоката можно получить различные травмы.

— Самые распространенные — царапины и ушибы. Не редкость — перелом костей, особенно если падение произошло при движении с большой скоростью или с высоты. Есть риск повредить связки. Сильный удар головой может обернуться сотрясением или гематомой мозга, контузией и другими страшными последствиями, — говорит Дмитрий Александрович.

Эксперт советует вначале обязательно обкатать устройство, привыкнуть к нему, разобраться с регулировкой скорости и торможением:

— Рекомендую носить защитную амуницию: шлем, налокотники, наколенники. Особенно шлем. Это существенно снижает риск получения травм. При управлении электросамокатом необходимо сосредоточиться на дороге: не отвлекайтесь на сообщения и телефонные разговоры.

Как смягчить удар? По мнению Дмитрий Клюйко, важно быстро отпустить руль, при падении на бок стараться прикрывать голову руками, при падении вперед — выставить ладони перед собой.

Дмитрий Клюйко советует не разгоняться и всегда заранее предупреждать о своих намерениях (например, подняв руку или мигая сигналом поворота), чтобы другие могли подготовиться к маневру и отойти в сторону.

— Нельзя забывать об уважении к пешеходам. Проезжая мимо, снижайте скорость, уступайте дорогу на пешеходных переходах и будьте особенно внимательными в многолюдных местах.

Соблюдение правил безопасности — дорога с двусторонним движением, где каждый участник должен быть внимательным и предсказуемым.

В ТЕМУ

В Париже с 1 сентября запретят прокат электросамокатов. На референдуме около 90% жителей французской столицы поддержали эту инициативу. Горожане уверены, что движение на улицах Парижа стало слишком хаотичным после того, как к автомобилям и велосипедам добавилось огромное количество мопедов и электросамокатов. Только в прошлом году в Париже в инцидентах с участием самокатов пострадали более 400 человек, трое погибли. Одна из главных причин травм — отсутствие касок у любителей-экстремалов, лавирующих в потоке машин или разгоняющихся на пешеходных дорожках до 27 км/ч.

hilkok@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter