Самое время давать удочку

Подобная перспектива не популизм, а посильная задача. Однако в дальнейшем наша экономика нуждается в существенных реформах.

Режим «ручного управления», в котором пребывала экономика летом, сменяется «НЭПом»: в обменниках появится инвалюта, а ценовая и инфляционная лихорадки пойдут на убыль.

Подобная перспектива не популизм, а посильная задача. Однако в дальнейшем наша экономика нуждается в существенных реформах.

Восстановление доверия населения и бизнеса к национальной валюте — первоочередная задача, которая стоит сегодня перед Правительством и Нацбанком. Выход на единый курс не стоит воспринимать как достижение — это, скорее, вынужденная мера. Все находятся в тревожном ожидании, особенно иностранные инвесторы.

На днях я говорил с директором одной международной компании, занимающейся поставками стратегического оборудования в Беларусь: в трехмесячные контракты они закладывают курс в 18 тысяч рублей за доллар. Это тревожно.

Согласен, что будет месяц-полтора ажиотажного спроса на валюту. После двух-трех торгов на бирже курс может взлететь до 9—10 тысяч за доллар, что связано с отложенным спросом, ожиданиями. Скорей всего, черного рынка не останется. Впрочем, я пессимист и полагаю, что свободных торгов на бирже не будет — скажутся административные меры, на которые пойдет государство.

До конца года доллар стабилизируется и в среднесрочной перспективе он вряд ли упадет ниже сложившегося курса в 8—9 тысяч рублей.

Социальные гарантии власти, безусловно, выполнят. Сегодня в условиях, когда, к сожалению, наши партнеры и соседи оппонируют, когда (если говорить о помощи Сбербанка или кредите ЕврАзЭс) во главу угла ставятся рыночные условия, а краткосрочные оптимистичные ожидания от участия в Таможенном союзе не оправдались (хотя это перспективное и верное направление, особенно с учетом формирующегося Единого экономического пространства), единственный ресурс — население, выборщики, чье доверие  нельзя обмануть. 

Откуда взять средства? Мы можем осуществлять заимствования, и от социально незащищенных групп государство не отвернется. Госдолг пока не перешел границу безопасности: он находится в районе 22 процентов от ВВП при пороге в 50 процентов (для сравнения: у США — 70, Греции — 150 процентов). Но эти меры не компенсируют всего. И это расплата за предыдущие шаги, когда социальные затраты превышали возможности экономики. К тому же мы недооценили серьезность мирового экономического кризиса.

Единственный путь сейчас — реформировать национальную экономику, но это дело не месяца-двух, инвестиционные проекты в сфере промышленности окупаются за 5—7 лет. Стратегия, на мой взгляд, должна предусматривать три позиции. В краткосрочной перспективе нужно стабилизировать валюту, в среднесрочной — привлечь стратегических инвесторов, в долгосрочной — перейти к новому типу экономики. Посмотрите на опыт Восточной Германии по привлечению инвестиций: это не просто получение денег для пополнения бюджета или золотовалютного запаса. Хочешь помочь человеку — дай не рыбу, а удочку. Инвестор получает концессию (доверительное управление предприятием), внедряет новые технологии, выходит на новые рыночные позиции, платит налоги. И здесь нужно менять наше мышление.

Важно уйти от того, чтобы 50 процентов экспорта формировали нефть, черный металл и калийные удобрения. Мы не сырьевое государство: наш главный ресурс — интеллектуальный.

Георгий ГРИЦ, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, кандидат экономических наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter