Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Самое прекрасное, когда пациент благодарит за спасенную жизнь». Монологи сотрудников пульмонологического отделения 6-й больницы Минска

«Самое прекрасное, когда пациент благодарит за спасенную жизнь»

Ему 36. Он не виделся с близкими уже несколько месяцев и мечтает поскорее обнять родителей, но пока не знает, когда это случится. Иван Дулуб – заведующий первым пульмонологическим отделением в 6-й городской клинической больнице Минска, где с недавних пор лечат только пациентов с коронавирусом. В своем монологе он рассказывает, что делает его счастливым, а что – расстраивает.

 

В медицину шел осознанно, с восьмого класса хотел стать доктором. Но в университет поступил не сразу после окончания школы, а уже когда получил другую профессию – в 2003 году окончил политехнический колледж в Мозыре. Работал на стройке, был мастером, так сложились обстоятельства. Однако понимал, что это не мое, и спустя некоторое время вернулся к своей мечте. Так как пошел в колледж после девятого класса и не изучал химию и биологию в нужном объеме, мне пришлось наверстать эти предметы самостоятельно. Конечно, поступить оказалось нелегко, с первого раза не удалось, но через год, пройдя подготовительное отделение, стал первокурсником Белорусского государственного медицинского университета.

Когда был студентом, нам только рассказывали, что могут быть ситуации, подобные той, что сложилась сейчас. Даже фантастические книги и фильмы, где случался апокалипсис и все носили противочумные костюмы, не могли меня заставить подумать, что однажды и сам буду работать в таком обмундировании. В больнице каждые три месяца у нас проходило обучение тому, как вести себя с особо опасными инфекциями, мы знали, что такое противочумный костюм, как правильно его надевать, какие меры принимать, когда идешь в грязную зону, чтобы не заразиться. Однажды у нас в клинике снимали учебный фильм о противодействии особо опасной инфекции, я и старшая медсестра моего отделения сыграли в нем главные роли. Кино стало своего рода репетицией перед событиями, с которыми столкнулся весь мир.

…Работается теперь тяжелее не только физически, но и психологически. Еще больше ответственности. Еще сильнее чувство долга перед людьми, которые ждут, что им будет оказана профессиональная помощь. На нас возложены огромные надежды, и хочется сделать все, чтобы пациенты были живы и здоровы. Сейчас наша клиника полностью переоборудована под инфекционный стационар. Травмопункт, хирургия, акушерско-гинекологический, тера­певтический корпусы – все медики сражаются с коронавирусом. Некоторые сотрудники находятся на круг­лосуточном режиме. Но мы работаем как прежде: приходим на работу, после нее идем домой.

– Работать стало тяжелее не только физически, но и психологически

…В больницу обычно приезжаю к семи утра. Такой график у меня не только сейчас, но и в зимний сезон, когда в отделении много пациентов. Официально рабочий день заканчивается в 16:30, но, естественно, ухожу позже. Среди дня полчаса отведено на обед, а поесть удается, если есть свободная минута. Это может случиться и в полдень, и ближе к вечеру – как повезет. Последний раз полноценные выходные были две недели назад. Что я делал? Отсыпался. В будни домой возвращаешься поздно, надо приготовить, постирать, убрать, и сон начинается после полуночи, а подъем ранний – в полшестого утра. Я живу один, поэтому не изолировался. Каждый вечер еду в свое любимое место, где давно мечтал жить: в Новой Боровой счастливым новоселом стал в октябре прошлого года. Своего автомобиля нет, в основном пользуюсь общественным транспортом, но в последнее время часто добираюсь с помощью каршеринга – арендую машину, чтобы быстрее доехать домой и как можно меньше контактировать с людьми.

…Я родом из Калинковичей, это почти 300 километров от Минска. С родителями не виделся уже 2,5 месяца. И когда их обниму, даже не представляю, прогнозировать сложно. А поскольку мои родители уже пожилые и находятся в группе риска, смогу навестить их без опасений, лишь когда начнем работать в привычном режиме. Пока же мы на связи по телефону, с мамой созваниваемся три раза в день. Точно так же, как я учу своих сотрудников правильно носить противочумный костюм, она мне каждый раз повторяет, как нужно надевать и снимать защитную одежду. Я спрашиваю: «Мам, зачем ты мне это говоришь, если я сам учу других?» А она отвечает: «Ты учи, кого хочешь, а я буду учить тебя». Такая она – материнская забота, сколько бы детям ни исполнилось лет, родители всегда за них переживают.

…В каждом отделении чистая и грязная зоны разделены шлюзом, в него мы заходим по одному, чтобы переодеться. «Наряжаемся» так, словно собираемся в космос: комбинезоны, нарукавники, бахилы, респираторы, очки, защитные экраны, две пары перчаток. На каждом посту на двери, в каждом шлюзе висят схемы, в какой последовательности и что нужно делать. Когда только все начиналось и нам стали приво­зить первых пациентов с COVID-19, ежедневно со старшей медсестрой стояли над каждым сотрудником. Все очень строго, потому что самое главное – безопасность. Если мы перестанем себя беречь, потом некому будет лечить больных.

фото алексея матюша
…Из нашего отделения был выписан самый первый пациент, который вылечился от коронавирусной инфекции в нашей клинике. Он был тяжелым, сопутствующая патология, больной попал в реанимацию, и нам пришлось серьезно побороться за его жизнь. Чувства, которые испытываешь, когда человек, балансировавший на грани, выздоравливает и идет домой, не описать словами. Это и беспокойство, и переживания, и гордость, и счастье… Самое прекрасное, когда пациент тебя благодарит за спасенную жизнь. Это то, ради чего живешь и работаешь.

…Поддержку, которую оказывает общество, ощущаем каждый день. Рестораны доставляют еду, спонсоры, к которым присоединились соседи, друзья, знакомые и незнакомые, постоянно спрашивают, что нужно привезти. Люди отзываются, и это очень важно, общее дело сплотило всех. Большая поддержка от государства, медикам предоставили гостиницы, обеспечивают всем необходимым. Кроме того, недавно был подписан приказ о материальном поощрении всех, кто борется с вирусом. Сейчас мы выкладываемся изо всех сил и меньше всего думаем о деньгах, но то, что нас финансово поддержат, не может не радовать.

…Огорчает, что пока не все осо­знают, что происходит. Недавно знакомые показали видео из бара на Зыбицкой, где во вторник вечером яблоку негде было упасть – столько молодежи находилось в маленьком помещении. Если бы кто-то один оказался там с коронавирусом, все бы его подхватили. Это говорит о том, что некоторые не думают, как нам, врачам, потом справляться с наплывом пациентов. Наш призыв и огромная просьба – по возможности не посещать общественные места. Поверьте, без бара, ресторана можно пока обойтись. Сейчас это важно. Подумайте, пожалуйста, о нас, ведь у медиков и так очень много работы. Самое простое, что вы можете сделать, – оставаться дома, а при выходе на улицу надевать маску. Кто бы что ни говорил о том, защищает она или нет, но лично мое мнение таково: если каждый будет носить маску, мы снизим распространение вируса. Причем любого: ОРВИ весной – обычное дело, и самозащита никому не повредит. Но смысл в маске есть только тогда, когда мы правильно ее носим: надели в помещении и сняли уже в следующем пункте назначения, заменив на новую. Если мы по дороге будем трогать повязку руками, опускать на шею, чтобы поговорить по телефону, попить кофе, а потом обратно надевать, себя точно не обезопасим.

…Когда все вернется в привычное русло, для любого медика да и вообще для каждого жителя страны это будет победа, праздник. Что я сделаю в этот день? Соберу коллектив и всем скажу спасибо. Мое отделение – женский «батальон», сотрудницам от 20 до 60 лет и старше, но, несмотря на разницу в возрасте и сложный период, нам удается сохранить теплую, семейную атмосферу. Сейчас мы на передовой. Дай Бог, чтобы никто не заболел, и все мои коллеги встретили тот день, когда станет понятно, что все позади. А лично для себя хочу одного – поскорее увидеть родителей. Я по ним очень соскучился.

ГОВОРЯТ КОЛЛЕГИ

Что изменилось за последние месяцы?

Юлия Райкевич, 
старшая медсестра:

– Так как дома живем с мамой, пришлось от нее изолироваться и на время переселиться в гостиницу для медиков. Спасибо руководству города за такую возможность, администрации больницы, которая помогает нам постоянно, всем людям, откликнувшимся в трудную минуту. Пока не могу заниматься своими привычными бытовыми делами, отменила встречи с друзьями, родственниками, посещение тренажерного зала, бассейна. Прежней остается только работа, теперь она нон-стоп.
С заведующим контролируем сан­эпидрежим, потому что на первом месте безопасность сотрудников. Не меньше нужна им и моральная поддержка, у нас много молодых специалистов, которые только недавно окончили колледжи и теперь проходят настоящее боевое крещение. Кажется, за последний месяц они повзрослели на целую жизнь. Скоро начинается волна отпусков, но коллеги отказываются уходить, видя ситуацию. У нас есть медсестра пенсионного возраста, которая проработала в отделении 40 лет. Она сказала: «Не могу вас бросить сейчас». Да и сама я не пойду в запланированный отпуск – девочек в трудную минуту не оставлю, потому что несу за них ответственность. Хорошо отдохнуть очень хочется, но все это будет потом.

Надежда Данилевич, 
палатная медсестра:

– Работаю в пульмонологическом отделении с августа прошлого года – распределилась сюда после окончания Молодечненского государственного медицинского колледжа. У меня был красный диплом, и я сама выбирала первое рабочее место, а 6-ю больницу мне посоветовали как самую лучшую клинику в Минске. Я снимаю квартиру у станции метро «Петровщина», раньше делили жилье с сестрой, которая работает воспитателем в детском саду, но с недавних пор она переехала к по­друге, чтобы не подвергать себя риску при контакте со мной.
Моя мама тоже медсестра, работает в поликлинике в Молодечно и так же, как и я, постоянно контактирует с пациентами. Давно не езжу домой, бабушек не навещаю, но мы часто созваниваемся – они поддерживают меня, а я их. А еще пока пришлось забыть о длительных прогулках, выхожу на улицу только по необходимости. В остальном же жизнь несильно изменилась, но работы прибавилось. И физически стало тяжелее, потому что все время носим костюмы: в них жарко, постоянно потеешь. Но похудеть нам не дают: из кафе привозят горячее питание, спасибо за это большое. Когда все только начиналось, не скрою, было страшно. Однако уже привыкли, научились справляться с эмоциями. Да и к пациентам надо идти только с хорошим настроением, чтобы подбодрить их. Мы выполняем назначения врача, ставим капельницы, даем таблетки, но доброе слово и улыбка – тоже своего рода лекарство. Когда люди выздоравливают – это самая большая радость для нас.

От редакции: Мы благодарим сотрудников больниц и поликлиник, всех, кто сейчас помогает людям сохранить здоровье и жизнь. 

Спасибо за ваш труд!

zubkova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter