Саммит «Восточного партнерства» в Риге: итоги

Саммит инициативы Европейского союза «Восточное партнерство», который прошел в Риге, стал, пожалуй, важной победой белорусской дипломатии

Маленькая, но важная победа


Саммит инициативы Европейского союза «Восточное партнерство», который прошел в Риге, стал, пожалуй, важной победой белорусской дипломатии

Последовательная линия Беларуси на уход от конфронтационных заявлений и действий в рамках «Восточного партнерства» принесла свои плоды: форум прошел тихо и спокойно. Пользуясь повышенным вниманием партнеров к позиции Минска, белорусская сторона с ходу заявила, что не будет поддерживать положения итоговой декларации, имеющие конфронтационный характер. Далее в своем выступлении на пленарной сессии 22 мая министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей довольно жестко раскритиковал внутренние недостатки инициативы, приведшие к ухудшению ситуации в регионе Восточной Европы: «Мы можем соглашаться либо не соглашаться в своем кругу относительно того, стоят ли определенные внешние факторы за любыми возможными «болезнями» «Восточного партнерства». Но никто не может отрицать, что в рамках «Восточного партнерства» также были определенные внутренние недостатки. С момента вильнюсской встречи мы наблюдаем серьезное ухудшение ситуации. Мы столкнулись с растущей напряженностью, углубляющимся расколом, усиливающейся конфронтацией в регионе и за его пределами. …Мы должны найти способы и средства остановить и развернуть вспять эту опасную тенденцию, восстановить мир и стабильность, предотвратить дальнейшую конфронтацию. То, что нам нужно, – это диалог и сотрудничество».

В этот же день в Минске, выступая на съезде Федерации профсоюзов Беларуси, свою позицию по соответствующим вопросам сформулировал Александр Лукашенко, дав тем самым понять, что заявления Владимира Макея полностью отражают линию всего высшего руководства страны: «Мы категорически, всегда были против того, чтобы «Восточное партнерство» было против кого-то. Если Евросоюз хочет с нами сотрудничать через «Восточное партнерство», давайте будем это делать. Но Россия не участвует в «Восточном партнерстве». Почему заочно без России мы ее должны дубасить? В том числе за Крым и так далее. Нет, в итоговую декларацию надо это втиснуть, впереть и выступить против России. И на нас обижаются, что мы это не поддержали. Это моя принципиальная позиция».

В итоге Беларусь подписала Совместную декларацию саммита «Восточного партнерства» с устными оговорками. Кстати, те самые положения по Крыму в декларации имели в высшей степени корректную форму и выражались в поддержке участниками саммита уже ранее принятых документов – Совместного заявления ЕС и Украины, сделанного на саммите 27 апреля, и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины номер 68/262, принятой в скором времени после присоединения Крыма к России.

Таким образом, Беларуси удалось существенно снизить градус конфронтации и антироссийской направленности саммита в Риге.

Есть и еще один важный момент. Беларусь на саммите не подписала какие-либо документы, касающиеся упрощения визового режима с Евросоюзом. С одной стороны, это вызвало разочарование у тех, кто возлагал большие надежды на соответствующие переговоры. Ведь пока на последнем этапе не возникли новые требования некоторых европейских партнеров, были все основания полагать, что соглашение будет парафировано.

С другой стороны, с точки зрения задачи сохранения взаимного доверия с российскими партнерами, данная «неудача» оказывается как никогда кстати. Ведь в преддверии саммита на Беларусь из Москвы было устремлено немало ревнивых взглядов и в случае «прорывных» итогов саммита на Минск, можно не сомневаться, обрушилась бы очередная мощная волна обвинений в «повороте на Запад». Однако спокойные и даже скромные результаты рижского саммита лишают критиков оснований для подобных обвинений. Именно поэтому в Риге не было Александра Лукашенко. Именно поэтому главным акцентом белорусской дипломатии была и остается неконфронтационность.

Что же в итоге? В итоге созданы условия для того, чтобы страны в центре и на востоке Европы могли взаимодействовать не на основе блокового мышления, а на основе международного права. При всей неповоротливости бюрократической машины Европейского союза Брюссель извлекает уроки из украинского кризиса и учится разговаривать уважительно – и со странами-партнерами, и с крупными державами, прежде всего Россией.

Конечно, в содержательном плане «Восточное партнерство» пока не изменилось так, как того хотела бы Беларусь, – в сторону деполитизированного, прагматичного сотрудничества. Однако принципиальный шаг в данном направлении в Риге был сделан. Во многом благодаря Беларуси.

Юрий ЦАРИК,
председатель Наблюдательного совета Центра
стратегических и внешнеполитических
исследований


Сожженные мосты

Для Украины, Молдовы и Грузии встречи, подобные саммиту в Риге, очень важны, ведь они хотят перейти к следующему этапу в отношениях с Европой

Это уже 4-й саммит в рамках проекта. «Восточное партнерство» создано ЕС в 2008 году для сближения Евросоюза с шестью странами: Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью, которые должны были стать буферной зоной между ЕС и Россией (хотя прямо это никогда не говорилось). Безусловно, ЕС очень важно иметь влияние на эти страны (и максимально понизить влияние на них России), но ни в коем случае нельзя сказать, что ЕС действительно рассчитывает, что Украина, Молдова и Грузия станут членами ЕС, несмотря на то что эти страны (точнее, их руководство) максимально ориентированы на Запад.

У этих стран подписаны соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, что в значительной степени ограничивает их дальнейшую свободу выбора. В самих странах проходит очень мощная агитация за сближение с Европой, следовательно, от таких встреч ждут очень многого – начиная от отмены виз и заканчивая полноценным членством в ЕС. Европа же ни о каком членстве даже теоретически не говорит и отменять визы тоже не спешит. Поэтому украинской стороне остается радоваться только тому, кто и сколько раз на саммите назвал присоединение Крыма к России аннексией. Других поводов для радости у Украины нет.

Украина очень рассчитывала на отмену виз с ЕС. Фактически идеология Майдана заключалась в том, чтобы отвоевать для украинцев право на свободный отъезд из Украины. За сближение с Европой очень активно выступали «заробитчани» – так называют в Украине людей, уезжающих на заработки. Наивные украинцы рассчитывали, что после революции и с приходом новой «правильной», одобренной Европой власти их положение в Европе улучшится. Но, как показывает практика, ЕС совсем не стремится помочь этой самой активной и трудоспособной части страны, благодаря которой во многом и стал возможен Майдан. Европе совершенно не нужна украинская рабочая сила, не нужна и сама Украина в составе ЕС. Роль Украины – быть буферной зоной, обожающе смотрящей снизу вверх на Европу. С этой ролью Украина великолепно справилась. Она испортила отношения с Россией настолько, что даже непонятно, как после всего этого можно считаться братскими народами и возможно ли хоть когда-то улучшить отношения.

С момента получения независимости Украина лучше всего смогла пользоваться своим географическим положением – и Россия, и Запад шли ей навстречу, желая переманить на свою сторону. Политика же Украины заключалась в том, чтобы усидеть на двух стульях. Как только отношения с одной стороной в чем-то переставали ее устраивать, она делала шаг в направлении другой стороны. Внутренняя ситуация в стране была тоже выстроена идеально, когда половина страны поддерживает один курс, вторая половина – другой. Теперь же положение серьезно изменилось. Украина больше не может рассматривать альтернативы – у нее больше нет альтернатив. Украина не просто сделала все, как хотел Запад, она еще и сожгла за собой мосты.

После распада СССР Украина была самой перспективной республикой. Однако ей не удалось стать богатой страной, как предполагали эксперты. Теперь же стало очевидно и то, что Украине некуда деваться и на существенную материальную помощь рассчитывать тоже не приходится, ведь она сама сожгла мосты. В Украине растет разочарование новой властью, а президенту приходится продолжать говорить о светлом завтра. Ведь фактически в «ужасную Россию» можно и сейчас ездить по внутренним паспортам, а в «хорошую Европу» нужны не только загранпаспорта, но и визы, которые далеко не всем дают.

Президент Украины Петр Порошенко в Риге активно фотографировался и много улыбался, впрочем, что ему остается? Прошло то время, когда плохое настроение президента Украины могло иметь последствия и могло кого-то из иностранцев волновать. Теперь осталось только улыбаться – пусть москали думают, что все хорошо.


Кстати


Верховная рада Украины приняла решение о разрыве соглашения с Россией о транзите личного состава и грузов через украинскую территорию для российского контингента в Приднестровье. Чтобы предотвратить полеты в Приднестровье российской военно-транспортной авиации, в район Одессы переброшены дополнительные силы ПВО (ЗРС С-300). Поскольку Молдова и Румыния давно добиваются вывода из Приднестровья российского контингента, блокада этой самопровозглашенной республики становится абсолютной (она граничит только с Молдовой и Украиной и не имеет выхода к морю). Российские миротворцы находятся в Приднестровье по мандату ООН, но это, видимо, не волнует никого, кроме Москвы.

Киев сам себя загнал в совершенно отчаянное положение, поэтому вынужден повышать ставки до максимума. Блокированием Приднестровья он хочет добиться от Москвы либо серьезных уступок по экономическим и политическим вопросам, либо спровоцировать ее на прямое военное вторжение, чтобы наконец предстать «жертвой агрессии» и получить ту помощь со стороны Запада, на которую изначально рассчитывал. Если и эта ставка не сыграет (а есть подозрения, что не сыграет), то у Киева не останется вариантов, кроме возобновления войны на Донбассе, возможно, дополненной ударами по Крыму и по российскому контингенту в Приднестровье.
Виктор ТИМОШЕНКО

Не мытьем, так катаньем

Молдова, которая еще полгода назад считалась отличницей евроинтеграции, на саммите в Риге рассчитывала подать заявку на вступление в ЕС


Однако его итоги обернулись для Кишинева серьезным внешнеполитическим поражением. В итоговой декларации мероприятия о перспективах страны вступить в ЕС не сказано ни слова.
Провал в Риге на первый взгляд выглядит довольно неожиданным. Ведь взятый еще шесть лет назад курс молдавских властей на присоединение к объединенной Европе за минувший год не претерпел никаких изменений. Еще весной 2014-го граждане республики получили право безвизового въезда в государства ЕС, а летом Кишинев подписал соглашение об ассоциации с Брюсселем. Причиной случившегося стали действия руководства страны, приведшие ее к глубокому кризису. По словам европейских чиновников, посещавших Молдову в последние месяцы, Кишиневу необходимо срочно реформировать судебную систему, активизировать борьбу с коррупцией и восстановить финансовый сектор, серьезно пошатнувшийся после вывода из трех крупнейших банков страны миллиарда долларов.

В свежем докладе Всемирного банка положение дел в Молдове описано менее дипломатично: республика погрязла в коррупции, размеры взяток в ней растут, количество проверок бизнеса государством увеличивается, реформы идут слишком медленно. Одним словом, страна находится в глубоком кризисе и до подачи заявки на присоединение к ЕС ей еще очень далеко.

Неутешительную перспективу республики прекрасно осознают и ее жители, половина которых вынуждена искать работу за рубежом – в России или странах Евросоюза. Хроническая неспособность властей изжить коррупцию и победить бедность заставляет граждан обращать внимание на силы, готовые привести страну в Европу в самые короткие сроки. Речь идет об унионистах – сторонниках присоединения Молдовы к соседней Румынии.  

Менее чем за неделю до саммита «Восточного партнерства» в Кишиневе прошел многотысячный марш унионистов. Акция была приурочена к 203-й годовщине подписания в 1812 году российско-турецкого мирного договора, по которому принадлежащая Османской империи Бессарабия отошла России. Марш прошел под антироссийскими и прорумынскими лозунгами. Их общий мотив был однозначен: молдаване и румыны – один народ, разъединенный имперской политикой Москвы. 

При этом основная апелляция митингующих сводилась не к событиям истории, а к современному положению дел. Сложности в экономике и законодательстве, по мнению организаторов акции, можно решить только под строгим контролем ЕС, а раз он принять нынешнюю Молдову в свои ряды не желает, то выход у нее только один – войти в состав соседней Румынии. Бухарест также не прочь вернуть под юрисдикцию свою бывшую провинцию, отошедшую к СССР в 1940 году.

Таким образом, после провала Молдовы на рижской конференции вопрос об интеграции в Румынию, будораживший республику все 25 лет ее независимости, вновь стал крайне актуальным. Тем более что ныне его инициаторы сконцентрированы на решении именно социально-экономических проблем. Такая постановка вопроса позволяет им инициировать процесс снизу, привлекать симпатии не только местных националистов и интеллектуалов, считающих молдаван частью румынской нации, но и широкие слои населения, не озабоченного своей национальной идентичностью, а сконцентрированных на решении повседневных проблем. В начале мая в Кишиневе уже прошла массовая акция протеста с требованием отставки правительства и суда над его лидерами. Они, по мнению жителей республики, напрямую несут ответственность за коррупцию и хищения. Для оседлания нынешней протестной волны унионисты активно пропагандируют преимущества, которые получит республика после объединения с соседом. Это и создание новых рабочих мест, и модернизация сельского хозяйства, и повышение стипендий, зарплат и пенсий, и обновление всей инфраструктуры, оставшейся еще с советских времен.

На митинге было объявлено о формировании Блока национального единства, в который вошли организации, поддерживающие идею объединения с Румынией. В ближайших планах блока – участие в местных выборах, запланированных на 14 июня под лозунгами объединения двух стран. В завершение организаторы объявили о запуске кампании по сбору подписей за объединение двух государств.

Большое количество участников акции, в первую очередь молодежи, позволяет полагать, что симпатии наиболее активной части молдавского общества находятся на стороне евроинтеграции. А раз вступить в ЕС с нынешним кабмином невозможно и не факт, что пришедший ему на смену не будет таким же коррумпированным и непрофессиональным, то нужно уже сейчас пытаться использовать другую возможность. В ином случае недовольством, существующим в обществе, могут воспользоваться социалисты, ратующие за вхождение республики в Таможенный союз. Симпатии к ним граждан, в первую очередь работающих в России, также довольно высоки. В случае возможных внеочередных выборов их шансы на успех выглядят довольно внушительно. Выбить у них из-под ног почву можно лишь создав мощное движение с сильным проевропейским вектором, но дистанцировавшегося от нынешних властей. Они уже потеряли кредит доверия, выданный им Брюсселем еще шесть лет назад. В таких условиях появление новой политической силы себя долго ждать не заставит. Скорее всего, эту роль и возьмут на себя унионисты.  

Михаил ВОВК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter