Самим не хватает

Легпрому пришлось «закрывать» внутренний спрос, жертвуя экспортом

Предприятиям легпрома пришлось «закрывать» внутренний спрос, жертвуя экспортом

Благоприятной конъюнктурой, сложившейся в прошлом году для белорусского экспорта, производителям легкой промышленности в полной мере воспользоваться не удалось. Наоборот, эффект девальвации сработал в обратном направлении: импортеры стали завозить меньше зарубежных товаров, да и цены на них слегка отпугивали белорусского потребителя. «Внутренний рынок во втором полугодии потребовал достаточно много нашей продукции, — объясняет председатель концерна «Беллегпром» Геннадий Вырко. — Только к школьному сезону поставки по различным видам изделий увеличились на 20—60 % в натуральном выражении».

В результате белорусские швейники и обувщики не смогли нарастить экспорт так, как планировали: только 12,2 % роста к предыдущему году при задании 20 %. Всего с предприятий концерна на внешние рынки отправилось продукции примерно на $ 690 млн. Соответственно, и положительное сальдо внешней торговли зафиксировано на отметке $ 153,1 млн. при планируемых $ 250 млн. Как рассказал Геннадий Вырко, соотношение между поставками на внутренний рынок и экспорт сложилось примерно 50/50. Такого же баланса планируется достигнуть и в этом году. «Мы ставим себе задачу обеспечивать 70 % потребностей внутреннего рынка — это обоснованный показатель, — пояснил председатель концерна. — Но это возможно только через наращивание объемов производства, поскольку многие виды сырья, материалов и комплектующих приходится закупать за валюту, а ее надо заработать».

Пока же в целом по отрасли реализовать производственные амбиции не получается. Так, в 2011 году объем выпуска в текстильном и швей­ном производстве составил 105,8 % к уровню предыдущего года, в производстве кожи, изделий из нее, а также обуви — 106,6 % (это меньше, чем было запланировано). По отдельным видам продукции производство в натуральном выражении снизилось: речь прежде всего о хлопчатобумажной пряже и тканях, шерстяных тканях, коврах, чулочно-носочных и трикотажных изделиях. «Конечно, можно было прирасти больше, но существенно выросли цены на сырье: на короткое льноволокно — в 11 раз, шерстяное волокно — в 3,5 раза, длинное льноволокно — 5,4 раза, химволокна — 4 раза, — прокомментировал Геннадий Вырко. — Это потребовало отвлечения оборотных средств, что несколько затормозило производство в натуральном выражении».

Неудивительно, что в нынешнем году предприятия отрасли сужением спроса на внутреннем рынке не обеспокоены. Напротив, появится возможность отправить дополнительные партии продукции на экспорт. На основном рынке сбыта, российском, предприятия белорусского легпрома чувствуют себя вполне уверенно. «Продукция конкурентоспособна, и мы на этом зарабатываем, особенно высока рентабельность в кожевенно-обувной отрасли», — заверил глава ведомства. Так, по его данным, обувщики сработали с реальной рентабельностью продаж на уровне 30—32 %, а в целом по промышленным предприятиям этот показатель сложился на уровне 23 %. Прибыль от реализации продукции выросла по сравнению с 2010 годом в 4,7 раза, чистая прибыль — в 5,7 раза. Таким образом, финансовое состояние организаций концерна явно улучшилось.

В российской рознице надбавки поставщиков и производителей составляют порядка 150 %, в то время как белорусские предприятия могут работать и при более низком уровне. Поэтому наш товар оказывается достаточно конкурентоспособным. «И залежей продукции на складах предприятий нет, а если есть, то это высоколиквидный товар, — объясняет Геннадий Вырко. — Например, у обувных предприятий реализация зимней обуви началась позже, но сегодня многие уже все распродали и отшивают коллекции следующего года. Готовясь к сезону, надо накапливать ассортимент, в этом специфика нашей отрасли».

Сейчас в легкой промышленности наметилась тенденция объединения предприятий в холдинги. Что касается льняного, то к его созданию решено приступить ближе к 2015 году, когда завершится переоснащение Оршанского льнокомбината. Изучается вопрос создания обувного холдинга, что должно способствовать значительному увеличению выпуска продукции. Так, к 2015 году в натуральном выражении производство планируется нарастить более чем в 1,5 раза. В прошлом году в Беларусь ввезли около 17 млн. пар обуви, что значительно ухудшило внешнеторговое сальдо, однако в концерне не ставят задачу полностью обеспечить своего потребителя белорусскими моделями. «Мы рассчитываем компенсировать отрицательное сальдо, которое создается ввозом обуви, встречными поставками на экспорт. Конечно, увеличивая присутствие на внутреннем рынке до определенного предела», — пояснил глава концерна.

В швейной отрасли холдинг может быть создан на базе компании «Милавица», которая выступила инициатором этого проекта. Как показывает практика, сегодня наибольшую эффективность дает работа через собственные объекты товаропроводящих сетей, особенно розничные. А у крупнейшего швейного предприятия Беларуси порядка 450 своих магазинов, прежде всего в России. «На базе компаний, которые создали свои розничные сети и имеют потенциал их развития, и будем создавать холдинги, — пояснил Геннадий Вырко. Возможно, не только в обувной и швейной, но также в текстильной и трикотажной отраслях».

Объединение в холдинги — это тема, которую руководителям предприятий невозможно навязать сверху, они должны видеть выгоду в принятии таких решений. Однако в концерне считают: укрупненные структуры позволят производителям успешно противостоять вызовам рынка. Россия уже одной ногой в ВТО, а этот рынок еще долгие годы будет оставаться основным для сбыта изделий белорусского легпрома. «Создание холдингов продиктовано временем», — сделал заключение руководитель отраслевого ведомства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter