В Могилеве простаивает новая линия по выпуску пленки

Сами себе устроили головную боль

Говоря о модернизации, экономисты обычно подразумевают прибыль. Вообще, это логично: обновило предприятие оборудование, начало выпускать современную продукцию. Следовательно, закрепилось на рынке и стало зарабатывать деньги. В выигрыше и производство, и работники, и бюджет. Однако на практике порой получается иначе. Пример из Могилева. С октября прошлого года в одном из структурных подразделений ОАО «Могилевхимволокно» простаивает новая линия по производству пленки для упаковки пищевых продуктов. Пока не удалось вернуть даже средства, потраченные на ее приобретение и установку. Деньги, надо заметить, немалые — около 4 миллионов евро.



Чувство разочарования не покидает, пока ходишь по построенному специально для этой линии цеху. В нем звенящая тишина. Новенькое компьютеризированное оборудование печально поблескивает хромированными деталями. В рулонах лежит выпущенная, но не проданная пленка. Грустное зрелище...

А как красиво все начиналось. Лет пять назад в ОАО «Могилевский завод искусственного волокна», которое сейчас ликвидировано, решили освоить выпуск современной пленки для упаковки пищевых продуктов. Прежде чем приступить к реализации проекта, провели маркетинговые исследования. Поинтересовались у потенциальных покупателей, в каких объемах те готовы покупать новый товар. Потребность оказалась солидной — около 900 тонн в год. За новое для страны дело взялись в расчете и самим заработать, и помочь сберечь стране валюту, которая тратится на покупку упаковочной пленки за рубежом.

В 2011 году линия была сдана в эксплуатацию. Однако новый для страны товар оказался на отечественном рынке не востребован. В 2012 году, к примеру, было продано чуть больше 53 тонн пленки... Около 100 тонн купили в прошлом и позапрошлом годах. В результате линию пришлось остановить: продажи ничего, кроме убытков, не приносили. Специалисты подсчитали: для того, чтобы работать безубыточно, надо ежемесячно производить и продавать около 140 тонн пленки. Пока это мечты. Хотя бы распродать то, что осталось. Сотрудники Госконтроля Могилевской области, изучавшие ситуацию, подсчитали складские запасы. Их оказалось более 600 тонн.



Спустя время ОАО «Могилевский завод искусственного волокна» прекратило свое существование как самостоятельное юридическое лицо и перешло в подчинение ОАО «Могилевхимволокно», став его структурным подразделением. С того момента у крупнейшего могилевского предприятия появилась головная боль — что делать с неэффективным проектом? Была идея его продать. Даже аукцион объявляли. Но желающих приобрести оборудование не появилось. Позже пришло понимание: линию можно не только спасти, но и заставить эффективно работать.

Пленку не могли продать по одной причине. Тонна нового продукта оказалась дороже тонны традиционно используемой пленки. Потому в ходе проводимых предприятиями пищевой промышленности тендеров предпочтение отдавалось привычному упаковочному материалу.

Сотрудники КГК и руководство предприятия искали решение проблемы. И оно нашлось. Оказалось, принципиально важно, с какой меркой к пленке подходить. Вот что рассказал мне генеральный директор ОАО «Могилевхимволокно» Петр Рудник:

— Новая пленка тоньше и одновременно крепче той, что используется сейчас. Вот и получается, что сопоставлять надо не вес, а длину. Если размотать, например, рулон пленки могилевского производства весом в тонну, то он окажется на 40 процентов длиннее рулона пленки, используемой ныне. Получается, наша пленка выгоднее. Мало того, что в итоге квадратный метр получается дешевле, так еще на упаковочный материал нашим потенциальным партнерам не надо тратить валюту. Сейчас эта информация доведена до потребителей. Первые итоги есть — стали распродаваться складские запасы. Имеется, правда, еще один нюанс. Для того чтобы использовать нашу пленку, необходимо перенастроить оборудование предприятий, упаковывающих пищевые продукты. Этим занимаются наши работники.

Заместитель начальника управления КГК Могилевской области Евгения Макарова делает закономерный вывод:

— Эта ситуация еще раз подтвердила, что главное — не произвести, а продать. Ведь что получилось? Уже не существующее ОАО стало производить новую продукцию в ожидании того, что она будет разлетаться как горячие пирожки. Но этого не произошло. И только потому, что потребителям сразу не рассказали о возможной выгоде. Если бы это предусмотрели, возможно, линия давно уже работала бы на полную мощность.

sb_m@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 30 (24660). Вторник, 17 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter