Сами себе режиссеры

Куда исчезают раритеты? Расследование собкора «СБ»
Куда исчезают раритеты? Расследование собкора «СБ»

Расплодившиеся сейчас во множестве объявления, которые можно увидеть как на столбах, так и в рекламных изданиях — «куплю старые фотографии, документы», — свидетельствуют не только об усиливающемся с каждым годом интересе людей к своему прошлому. Еще они говорят о том, что история стала товаром. Причем весьма дорогим. В результате отношений «купи — продай» на рынке раритетов сейчас многие свидетельства прошлого проходят мимо нищих музеев и архивов, оседая в частных коллекциях. Между тем существует целый пласт исторических документов, которые государство еще может спасти.

С середины 50–х до конца 80–х годов прошлого столетия на Могилевщине как грибы после дождя появлялись любительские киностудии и объединения. Весьма громко, между прочим, заявлявшие о себе на всесоюзном уровне — ленты могилевских кинолюбителей занимали призовые места на различных представительных конкурсах.

Больше всего фанаты кинокамеры снимали документальное кино. Например, тематические киножурналы, посвященные различным датам — Первомаю, Дню Победы, 7 ноября. А еще — киноочерки, рассказы о ветеранах войны, людях труда. В общей сложности в Могилеве (не считая киностудий Бобруйска, Кричева) было снято как минимум 500 фильмов, сделанных на достаточно приличном уровне. От профессионального документального кино эти ленты отличались лишь форматом: были сняты не на 35–, а на 16–миллиметровой пленке. И это не мое мнение. Так в свое время говорили документалисты с «Беларусьфильма», приезжавшие в Могилев проводить семинары в областном клубе кинолюбителей. Практически каждую отснятую ленту можно назвать уникальной. Фактически речь идет об огромной хронике, кадры которой уже никак не повторишь, — даже при невероятном желании и массовке, наряженной в костюмы тех лет. Скажем, в фильме «Каменное ожерелье» показаны достопримечательности Ленинской улицы областного центра. Или лента «Сады Могилевщины» — один из первых в области цветных любительских фильмов. В нем запечатлены прекраснейшие виды цветущих садов. Началу освобождения Беларуси посвящена кинолента «Бойцы вспоминают». Здесь можно увидеть советских солдат, которые первыми вошли в освобожденный Хотимск.

О фильмах, снятых могилевскими кинолюбителями, рассказывать можно долго. Но, боюсь, о некоторых уже только рассказывать. В начале 90–х киностудии прекратили свое существование — на них не стало хватать денег. К тому времени хорошим тоном стало пересматривать историю, черное называя белым и наоборот. В результате к уже снятым фильмам стали относиться как к пережитку прошлого, которое в будущем уж точно не пригодится. Часть снятых лент была варварски уничтожена.

Но многие из кинолент сохранились. Пока. Архив областного клуба кинолюбителей сейчас находится в областном научно–методическом центре народного творчества. Понятно, что хранится пленка там не так, как в настоящих фильмохранилищах. Часть фильмов осталась на руках у кинолюбителей. Что–то, быть может, хранится в тех ДК, при которых когда–то работали киностудии. Но сохранность эта временная. Может статься, уникальные кадры вот–вот пропадут — с годами кинопленка высыхает, ломается, выцветает и становится непригодной для просмотра. Лет 5 — 7 назад кинолюбители пытались спасти местную хронику: не для себя — для потомков. Безрезультатно...

— Слов нет, ситуацию надо менять, — говорит начальник управления идеологии Могилевского облисполкома Валерий Ильенков. — Мы думаем в ближайшее время собрать кинолюбителей, установить места хранения фильмов и решать, что делать дальше. Скорее всего, фильмы будут пересняты на видео и обработаны в цифровом формате. Пока это лишь вариант решения проблемы.

Очень хочется верить, что сохранить богатое наследие кинолюбителей все же удастся. А в будущем возрожденные фильмы могут принести весьма неплохие дивиденды. По крайней мере, когда на заре перестройки советские документалисты начали работать над рядом фильмов о «белых пятнах» истории, оказалось, что многие архивные кино– и фотоматериалы уничтожены. Дубликаты нашлись в... американских фильмотеках. Буквально за секунды экранного времени кинематографистам приходилось платить сотни тысяч долларов...

На снимке: 80-е годы. В народной киностудии «Юпитер» могилевского завода «Строммашина».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter