С 1 января 2016 года половину покупок товаров и услуг белорусы будут оплачивать безналом

Сами себе кассиры

С 1 января следующего года предстоит случиться чуду: половину покупок товаров и услуг мы должны оплачивать без применения наличных купюр. Это вполне конкретный пункт плана совместных действий госорганов и участников финансового рынка по развитию системы безналичных расчетов, исполнить который надлежит не позднее чем под бой новогодних курантов. А чудо заключается в том, что за оставшиеся месяцы предстоит увеличить долю безнала в расчетах практически вдвое, чего за всю историю развития безналичных расчетов и два года действия плана сделать не удалось.

Но надо отдать должное: некоторые банки перешли в фазу активизации процесса. Сделали ход рублем. В мае многие ввели комиссии за прием наличных. В кассах берут по 15 тысяч рублей за каждый платеж. Реакция населения — незамедлительная. Огромные очереди в крупнейших банках если не исчезли совсем, то уменьшились. Инфокиосков, где можно совершить коммунальные и массу иных платежей, к счастью, хватает. Не составляет большого труда оформить услугу «интернет–банкинг», в отдельных банках это бесплатно. С тех пор, правда, в нашей почте участились письма от пенсионеров, которые по ошибке отправляют на счета энергетиков или «Водоканала» практически всю свою пенсию. И потом носят бумажки в бухгалтерии обслуживающих организаций, чтобы излишки вернуть. Но жалоб таких немного. Можно списать на временные издержки. Более предметно хотелось бы поговорить о другом.

Примерно такие же очереди, как прежде в кассы в дни коммунальных платежей, нынче выстраиваются к инфокиоскам с функцией кэш–ин в банках, которые предлагают гражданам открыть сберегательные карт–счета под хороший процент. Это выгодно: можно и деньги хранить, и расплачиваться везде. К слову, с установкой безналичных терминалов у нас ситуация получше, чем с вовлечением платежей граждан в безналичный оборот.

Иными словами, масса людей в банкоматах снимает деньги с зарплатных карт, по остаткам средств на которых банки, как правило, начисляют самые низкие проценты (как по счетам до востребования, то есть практически ноль), и перекладывает наличность на сберегательные карты в других финансовых учреждениях. Не глупость и не нонсенс ли это, в то время как в любом банке есть услуга виртуального доступа к карт–счету? Что может быть проще: открыл интернет–банкинг в двух банках — и переводи деньги с одной карты на другую, условно говоря, не вставая с дивана. Просто оно–то да, но вот выгодно ли?

А давайте подсчитаем, в какую копеечку обойдется безналичный перевод, предположим, 10 миллионов рублей из одного крупнейшего по размеру активов банка в другой, поменьше размером, но более активный по предложению корзины розничных продуктов, в том числе карточных. Допустим, что интернет–банкинг у вас подключен и в одном и в другом учреждении. Итак. Банк–отправитель безналичного перевода с одного вашего карт–счета на другой в другом банке возьмет 1,8 процента, или 180 тысяч рублей. И оставшуюся сумму зачислит в течение 3 рабочих дней. Далее. Банк–получатель зачислит деньги, взяв за пополнение счета 2 процента, это минус еще 200 тысяч рублей. Таким образом, было у клиента на одной карточке 10 млн. рублей, безналом перевелось на другую всего 9 млн. 620 тысяч. Причем все реквизиты и квитанции вы заполняли сами, за все ошибки и просчеты отвечаете персонально. Где логика? И что за цены? И почему на все это беспристрастно смотрит и ничего не предпринимает регулятор, который порой проводит весьма радикальные решения в пользу клиентов, к таковым можно отнести полную компенсацию вкладов граждан или принцип нулевой ответственности держателей банковских платежных карт? Эти вопросы адресовала начальнику главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка Александру Сотникову, который ответил так: Нацбанк не регулирует тарифы банков, не имеет таких полномочий. Однако проводит анализ и запланировал консультации с представителями международных платежных систем, как сделать безналичные платежи более интересными для клиентов.

Это не только правильно с точки зрения сокращения очередей и издержек банков по содержанию кассиров, но и экономически обоснованно. Инкассация наличных денег — архидорогое удовольствие, съедающее в итоге до 2 процентов ВВП. Есть такая расчетная цифра. Да и гражданам, думаю, поднадоело подрабатывать кассирами и инкассаторами одновременно, таская наличность из одного банка в другой.

Кстати, подсмотрела еще один любопытный факт в банке. Если через этот банк вы захотите перечислить деньги на счет застройщика при долевом строительстве жилья, то комиссия составит 0,15 процента от суммы, а воспользуетесь интернет–банкингом — возьмут 0,2 процента и деньги поступят на счет получателя только на следующий день. Мелочь, а неприятно. И главное — как все это вяжется с политикой лоббирования безналичных платежей, если безналичные переводы денег обставлены практически запретительными комиссиями?

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 131 (24761). Вторник, 14 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter