Сами мы не местные

Недавно в Минске прошли краткие гастроли Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа с постановкой “Макбет”. И хоть говорят, что краткость кому-то там приходится родной сестрой, это не тот случай, когда ею стоило бы гордиться.

Недавно в Минске прошли краткие гастроли Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа с постановкой “Макбет”. И хоть говорят, что краткость кому-то там приходится родной сестрой, это не тот случай, когда ею стоило бы гордиться.

Поставил спектакль о кровавом генерале Макбете и его неуравновешенной жене, решивших продвинуться по служебной лестнице и захватить чужой трон, директор и художественный руководитель витебского театра Валерий Анисенко, который таким изящным способом отпраздновал свое 70-летие.

Валерий Данилович — человек отнюдь не в футляре. Режиссер-шампанское, худрук-праздник. Все естество его устремлено к торжеству, веселью, контактности и импровизации. На моей памяти он единственный белорусский постановщик, который превратил свой дачный участок в театральную площадку и осуществил там две чеховские постановки — “Чайка” и “Дядя Ваня”. Но любой праздник невозможен без скрытого от посторонних глаз труда, самоотдачи и самоконтроля. Самоотдача, работа на пределе возможностей — проверенный способ Анисенко пребывания в бытии. И загрустить он способен лишь на краткий миг — пока не найдет идею, концептуальный стержень для нового праздника. Все существо профессора, лауреата премии “За духовное возрождение” Анисенко протестует против обыденности и серости. Вот и возрождает он традиции балов, показов, светских раутов и зрелищ на Витебщине, как может. Хотя это не всем нравится. У каждого Моцарта всегда есть свой Сальери. Бациллу праздника Валерий Данилович уже занес в витебский коллектив, который после череды неурядиц и изматывающих противоречий внутри труппы, кажется, воспрял духом. Следующая цель — показ “Макбета” во время “Славянского базара в Витебске” в Музее-усадьбе Ильи Репина “Здравнево”...

Жаль, что такие гастроли областного театра в Минске сегодня скорее исключение, чем правило. Для того чтобы привезти коллектив в столицу, нужно обладать напором и энергией шекспировских героев. Или напором, энергией и авторитетом толочинского хлопца Анисенко.

Гастроли — дело дорогое, затратное, нервное. Если и наклевывается какая-нибудь редкая поездка, директора стараются обойтись без ночевки в гостинице и сразу после спектакля погрузить взмыленный коллектив в автобус. Прямо как Карабас-Барабас — кукол. Се ля ви...

Парадокс: сегодня наши театральные коллективы чаще ездят на фестивали в Литву, Россию или Польшу, чем друг к другу. Если это и не прямая вражда и зависть к чужим успехам, то безразличие — точно. Разве может это не сказаться на общем состоянии театрального организма? Вот уж действительно: правая рука не знает, что ставит левая.

Говорю это с особой болью. Так как сам провинциал и в столичные денди никогда не рядился. И вслед за драматургом Алексеем Дударевым тоже искренне не понимаю, как такие города, как Полоцк и Новополоцк, столько лет при таком росте жилищного строительства, появившихся возможностях, открывшихся новых торговых центрах могут обходиться без профессионального театра — народные коллективы не в счет. Неужели не наелись колбасы? Регион почти с двухсоттысячным населением! А если прибавить к ним находящиеся неподалеку районные центры Ушачи, Шарковщину, Верхнедвинск, так и того больше.

Дело не столько в театре, и даже, пожалуй, совсем не в нем. Все искусство регионов увидеть в столице можно крайне редко. Провинциальные артисты, художники, музыканты барахтаются сами по себе в своем собственном соку, уже не надеясь на внимание. Отсюда — комплексы непризнания и сломанные судьбы. Художник, как цветок без солнца, в атмосфере невнимания рано или поздно засыхает, каким бы талантливым он ни был, какой бы силой воли ни обладал. Им тоже, как и их столичным коллегам, нужны оценка профессионалов, общение. Без этого нет творческого роста. Но, видимо, в Минске боятся, что провинциалы кого-нибудь вдруг могут сдвинуть с пьедестала, к которому иной забронзовевший творец уже прирос костьми — не отдерешь.

Сама же столица “чешет” по провинции регулярно. Пользуется тем, что зритель не избалован событиями. Белорусский государственный академический музыкальный театр активно гастролирует с мюзиклами и концертными программами. Большой театр создает филиалы в областных и районных городах, где есть для этого возможности. Но это все игра в одни ворота. Дорога с односторонним движением. На провинциальных коллегах денег не заработаешь, пенку с них не снимешь. Какой толк возиться — все считают деньги.

Спросите, когда житель столицы в последний раз мог видеть постановку из Гомеля или Могилева? Не говоря уже о том, что кто-то из столичных актеров играет в провинции, делится с коллегами опытом, устраивает мастер-классы. Почему российскому актеру Александру Балуеву при его плотном съемочном графике все равно было интересно летать в Новосибирск играть в спектакле “Маскарад”, а наши не могут доехать до Бобруйска? Не подначит своих коллег на поездку в родной Лепель Валентина Еренькова. Не привезет в провинцию свои роскошные постановки, уже больше похожие на бродвейские шоу, чем на обычные спектакли, театральное агентство “Альфа-концерт” во главе со своим вальяжным продюсером Евгением Ершовым.

Почему бы в минских театрах не проводить “День областного театра” или “Вечер провинции”? Не создать площадку наподобие ВДНХ, где регулярно, а не от случая к случаю, могли бы выставляться региональные художники? Открывшаяся в Художественной галерее имени Михаила Савицкого выставка уроженца Гомельщины Александра Исачева — хорошо, конечно, но с момента его трагической гибели прошло уже 27 лет. Неужели за это время не появились у нас новые Исачевы? Не верю.

А какие прекрасные галереи современной живописи работают сегодня в  Светлогорске, Мозыре, Солигорске, других городах! Почему бы не привезти оттуда работы в столицу, чтобы показать, чем живет художественная среда тех мест? Когда в последний раз артисты Гомельской или Витебской филармонии выступали в Минске? На них билеты по 500 тысяч, как на Эла Джерро, не заломишь — вот и не приглашают.

Одни вопросы — ответов нет. Творческая среда расколота всевозможными границами городов, областей, районов. А граница в искусстве должна быть только одна — между талантом и бездарностью, настоящим живым искусством и пошлостью. И вот ее-то переходить не стоит ни при каких обстоятельствах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter