Самая высокая награда — жизнь

Письма ветеранов о войне — это история, которой нет в школьных учебниках
Письма ветеранов о войне — это история, которой нет в школьных учебниках

До сих пор тысячи людей из бывших советских республик приезжают в Беларусь поклониться праху солдат–земляков, которые погибли здесь, сражаясь с врагом за нашу общую свободу. Историк Борис Долготович рассказал, как одной из семей со Смоленщины он помог разыскать могилу деда — через 62 года после его гибели.

Старший сержант И.С.Федосеенков из отдельной 320–й разведроты погиб 8 июля 1944 года в Витебской области. В похоронке сообщалось, что это случилось в бою за деревню Яново. Но оказалось, на Витебщине шесть таких деревень. Выяснилось: родные полвека приезжали в Сенненский район не к тому памятнику. Лишь внук старшего сержанта Александр узнал настоящее место, где покоится его дед. «Мы пролистали все книги «Памяць» по Витебской области, — рассказывает Борис Долготович, — и нашли фамилию Федосеенков с нужными инициалами под Полоцком. В Адамовском сельсовете до сих пор хранятся списки захороненных в деревне Яново. Вот только на памятной стеле нет имени деда Александра Федосеенкова — не хватило в свое время цемента, мрамора...»

Многое на военную тему, о чем пишет наша газета, не оставляет равнодушными читателей. Напечатанная 17 октября статья Александра Суслова «О чем умолчал Жуков?», в которой автор высказал свой взгляд на события Вяземского «котла» осени 1941 года, заинтересовала минчанина Михаила Осипчика. Автор письма готов поспорить с автором публикаций: «Помощи ожидать было неоткуда. Не хватало живой силы и техники, а нашим войскам нужно было укреплять Можайскую линию обороны. Объявить окруженным под Вязьмой солдатам о выходе собственными силами было все равно, что отдать их на растерзание фашистам. А.Суслову просто повезло, что он выжил в те трагические дни».

Повезло и Виктору Ветошкину из Гомеля. «Его победный автограф, сделанный армейским штыком, сохранился на берлинском рейхстаге, — пишет в редакцию Михаил Дедовец. — Ветошкин — полный кавалер ордена Славы. Орденом Славы I степени он был награжден за уничтожение на Эльбе пяти огневых точек противника. А начинал свой воинский путь Виктор Дмитриевич под Быховом, в пехоте».

Сергей Костюкевич, бывший командир спецгруппы отряда имени Ворошилова 3–й Минской бригады имени Буденного, в конце мая 1943 года отслеживал передвижение немецких войск по железной дороге Минск — Гомель. «Ни один немецкий эшелон не проходил мимо нас, — вспоминает ветеран, теперь житель Солигорска. — Однажды ко мне прибежала Нина Белявская — она работала кассиром на станции Михановичи — и рассказала, что в сторону Гомеля фашисты отправляют поезда, груженные сеном. И пошутила: «Неужто они собрались Москву кавалерией взять?» Я связался со стрелочником на той же станции Иваном Сезенем. Иван проверил один из таких вагонов, и оказалось, что под сеном — тюки с авиационным бензином. Весть об этом сразу пошла в Москву — поставки топлива для немецких самолетов сорвались».

Климентий Соколовский, партизан–разведчик отряда «Большевик», действовавшего в Логойском районе, поделился историей о том, как судьба свела его с Героем Советского Союза Романом Мачульским (30 ноября отмечается 103 года со дня рождения Героя). «В годы войны в детский дом в Семковом Городке под Минском нагрянули фашистские медики, — рассказывает Климентий Эдуардович. — Им нужна была донорская кровь. Немцы насильно хватали ребят. Роман Наумович описал эти события в своей книге «Вечный огонь». Там есть и рассказ, как пятнадцатилетний мальчик Соколовский выбил ногой двойную раму и с криком «За мной!» бросился в окно. Ребята скрылись в лесу и вернулись в детский дом, только когда немцы оттуда убрались. В этой истории я узнал себя... А много лет спустя Роман Мачульский показал мне ходатайство о награждении бывших детдомовцев орденами Ленина и Красного Знамени. Однако в Москве решили отказаться от этой идеи, а документы уничтожить. Роман Наумович, достав сохранившуюся в его личном архиве бумагу, где была и моя фамилия, подошел к горелке плиты и также сжег последнее свидетельство тех событий со словами: «Ким, у тебя есть самая высокая награда — жизнь!»

Василий Кузнецов, сражавшийся на 2–м Белорусском фронте в составе Первого гвардейского танкового корпуса, недавно переехал в Беларусь из Казахстана, вместе с родными поселился в деревне Плоское Кобринского района. Эти места ветеран когда–то освобождал. «Здесь я нашел то лучшее, — признается Василий Дмитриевич, — что осталось со времен Советского Союза. Тут глубоко уважают трудового человека. В Кобринской больнице врачи помогли мне пройти всестороннее обследование и лечение, и все это бесплатно! Кланяюсь им и медсестрам. Я счастлив, что судьба меня не подвела и в Беларуси я живу среди отзывчивых людей».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter