Артист Божьей милостью. Лев Константинович Дуров, снявшийся в сотне фильмов, «король эпизода», ведущий актер и режиссер Московского театра на Малой Бронной. Народный артист Советского Союза впервые приехал на «Беларусьфильм» в далеком 1964 году для участия в съемках фильма по прозе В. Короткевича «Христос приземлился в Городне». К сожалению, об этом удивительном человеке и артисте приходится писать в прошедшем времени. В минувшем году ему могло бы исполниться 90 лет.
Кстати, впервые в этом же году на этот же фильм приехал и Алексей Макарович Смирнов. Дурову было 30 лет. Небольшого роста, худощав. Этот комплекс иногда давил на него. Активно начал качать тело. Снимался в Азербайджане в боевике, освоил приемы борьбы. Это был целеустремленный, смелый человек. Он боготворил режиссера А. Эфроса. Много лет спустя, уже при капитализме, злые языки пустили слух, что, мол, Дуров подсиживал своего наставника, интриговал. На что публично Лев Константинович резко ответил...
Мы познакомились на съемках фильма «Облака» в Мозыре у режиссера Бориса Степанова. Дуров играл шаблонную роль неудачника, самородка, почти чудика в духе героев Василия Шукшина, у которого тоже ярко вылепил эпизод в «Калине красной». С ним проводить свободное время — одно удовольствие. Мы подружились. Может, потому что я рассказал ему о своем желании поступать на высшие курсы режиссеров и сценаристов и что пишу пьесы. С ним ходить на рынок, в магазины, по городу — одно удовольствие. Остроты сыпались налево и направо. Все смеялись до слез. Выпивая в компании, знал меру.
Кадр из фильма «Христос приземлился в Городне». |
«Облака». |
«Цветы провинции». |
— Мы до Киева правильно ползем?
Тракторист опешил, в растерянности, близкой к испугу, показал рукой в противоположную сторону.
— Киев там. Вам туда надо!
Быстро завел мотор и ходу от нас. Как потом мы узнали: недалеко от этого места располагалась психоневрологическая больница.
Я не решался послать ему свою первую комедию. И вдруг узнаю, что Лев Дуров открывает сцену для русского драматурга Михаила Ворфоломеева. До этого он поставил «Трибунал» Андрея Макаенка. Рискнул отправить одну из своих пьес. Начал звонить с волнением на квартиру на Фрунзенской набережной. Пьеса ему не понравилась, но он все же подбодрил. И на этом спасибо.
В 1994 году запустили в производство на «Беларусьфильме» экранизацию моего романа «Цветы провинции». С режиссером Дмитрием Зайцевым у нас не было разногласий по поводу приглашения на роли актеров. Я вспомнил про Льва Дурова, с которым последние пять лет не имел связи. Поручили ему эпизод — доктора Урбановича. Звоню. Не верит. «По твоему роману, Марчук, — называл меня всегда по фамилии, — вообще интересно. Ты же драматург. Еду. Один день выкрою». Сдержал слово. Был два дня. «Давай я добавлю в текст своего доктора анекдот». Мы не возражали. Большой артист — сам себе режиссер. «Дай, — говорит, — мне почитать еще твою прозу». Я предложил нашумевший роман «Савва Дым и его любовницы». За ночь в гостинице он его прочел. Похвалил. Прочел и мою трагедию «Орест и Кассандра». «Вот эту вещь хочу поставить, — сказал он в телефонном разговоре. — Ты очень вырос. Сколько тебе?» — «Пятьдесят пять лет». — «Тебе Бог дает случай и театр», — ответил он. Но судьбе было угодно не осуществить наши планы.
В день 80-летия я позвонил и поздравил старшего товарища с днем рождения. Взял на себя смелость — от имени белорусских кинематографистов. Он поинтересовался: кто жив, кто умер? В голосе чувствовался душевный подъем, хотя здоровье диктовало организму свои условия. Но прожитая жизнь для него была счастливой. Все мечты воплотил. Любим заслуженно и зрителями, и коллегами.
Георгий МАРЧУК, лауреат Государственной премии Беларуси
От «СГ». Поздравляем Георгия Васильевича Марчука, писателя и драматурга, лауреата Госпремии Беларуси, давнего автора и читателя «СГ» с 75-летием. Здоровья, вдохновения, и новых высот в творчестве!