Лев Дуров снимался в фильме Георгия Марчука «Цветы провинции», а познакомились на съемках фильма «Облака»

Сам себе режиссер

Георгий Марчук.
Писатель Георгий Марчук на страницах «СГ» публикует свои рассказы о встречах и совместных работах с известными личностями. На этот раз — с народным артистом СССР Львом Дуровым    

Артист Божьей милостью. Лев Константинович Дуров, снявшийся в сотне фильмов, «ко­роль эпизода», ведущий актер и ре­жиссер Московского театра на Ма­лой Бронной. Народный артист Советского Союза впервые прие­хал на «Беларусьфильм» в далеком 1964 году для участия в съемках фильма по прозе В. Короткевича «Христос приземлился в Городне». К сожалению, об этом удивительном человеке и арти­сте приходится писать в прошедшем времени. В минувшем году ему могло бы исполниться 90 лет.

Кстати, впервые в этом же году на этот же фильм приехал и Алексей Макарович Смирнов. Дурову было 30 лет. Неболь­шого роста, худощав. Этот комплекс иногда давил на него. Активно начал качать тело. Снимался в Азер­байджане в боевике, освоил приемы борьбы. Это был целе­устремленный, смелый человек. Он боготворил режиссера А. Эфроса. Много лет спустя, уже при капитализме, злые языки пустили слух, что, мол, Дуров подсиживал своего наставника, интриговал. На что пуб­лично Лев Константинович резко ответил...

Мы познакомились на съемках фильма «Облака» в Мозыре у режиссера Бориса Степанова. Дуров играл шаблонную роль неудачника, самородка, почти чудика в духе героев Василия Шукшина, у которого тоже ярко вылепил эпизод в «Калине красной». С ним проводить свободное время — одно удовольствие. Мы под­ружились. Может, потому что я рассказал ему о своем желании посту­пать на высшие курсы режиссеров и сценаристов и что пишу пьесы. С ним ходить на рынок, в магазины, по го­роду — одно удовольствие. Остроты сыпались налево и на­право. Все смеялись до слез. Выпивая в компании, знал меру.

Кадр из фильма «Христос приземлился в Городне».
«Облака».
«Цветы провинции».
Чтобы не быть голословным и показать Дурова как озорника и выдумщика, расскажу такой факт. Снимали сцену под Мозырем. Жарища под сорок градусов. Перерыв. Дуров — исполнитель глав­ной роли, Евгений Герасимов — нынче народный артист, депутат Мосдумы — и я направляемся к мелкой речушке или рукот­ворной канаве, чтобы окунуться. Вдруг Дуров замечает, что в нашу сторону едет трактор «Беларус», который тоже должен был взбаламутить эту канаву. И Лев Кон­стантинович дает нам команду: «Делайте все, как я». А сам ползет по дну мелкой речки на четве­реньках, мы — за ним. Тракторист, увидев «цере­монию», останавливается и с недоумением смотрит на чудаков. А Дуров спрашивает у него:

— Мы до Киева правильно ползем?

Тракторист опешил, в растерянности, близкой к испугу, показал рукой в противоположную сторону.

— Киев там. Вам туда надо!

Быстро завел мотор и ходу от нас. Как потом мы узнали: недалеко от этого места располагалась психонев­рологическая больница.

Я не решался послать ему свою первую комедию. И вдруг узнаю, что Лев Дуров открывает сцену для русско­го драматурга Михаила Ворфоломеева. До этого он поставил «Трибунал» Андрея Макаенка. Рискнул отправить одну из своих пьес. Начал звонить с волнением на квартиру на Фрунзенской набережной. Пьеса ему не понравилась, но он все же подбодрил. И на этом спасибо.

В 1994 году запустили в производство на «Беларусьфильме» экранизацию моего романа «Цветы провинции». С режиссером Дмитрием Зайцевым у нас не было разногласий по поводу приглашения на роли актеров. Я вспомнил про Льва Дурова, с которым последние пять лет не имел связи. Поручили ему эпизод — доктора Урбановича. Звоню. Не верит. «По твоему роману, Мар­чук, — называл меня всегда по фамилии, — вообще интересно. Ты же драматург. Еду. Один день выкрою». Сдержал слово. Был два дня. «Давай я добавлю в текст своего доктора анекдот». Мы не возражали. Большой артист — сам себе режиссер. «Дай, — говорит, — мне почитать еще твою прозу». Я предложил нашумевший роман «Савва Дым и его любовницы». За ночь в гости­нице он его прочел. Похвалил. Прочел и мою трагедию «Орест и Кассандра». «Вот эту вещь хочу поста­вить, — сказал он в телефонном разговоре. — Ты очень вырос. Сколько тебе?» — «Пятьдесят пять лет». — «Тебе Бог дает случай и театр», — ответил он. Но судьбе было угодно не осуществить наши планы.

В день 80-летия я позвонил и поз­дравил старшего товарища с днем рождения. Взял на себя смелость — от имени белорусских кинематографистов. Он поинтересовался: кто жив, кто умер? В голосе чувство­вался душевный подъем, хотя здоровье диктова­ло организму свои условия. Но прожитая жизнь для него была счастливой. Все мечты воплотил. Любим заслуженно и зрителями, и коллегами.

Георгий МАРЧУК, лауреат Государственной премии Беларуси

От  «СГ». Поздравляем Георгия Васильевича Марчука, писателя и  драматурга, лауреата Госпремии Беларуси, давнего автора и читателя «СГ» с 75-летием. Здоровья, вдохновения, и новых высот в творчестве! 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter