Сам себе имиджмейкер

Вопрос - ответ Заведующий отделом информации Сморгонского райисполкома Алексей АПАНОВИЧ.
Вопрос - ответ

Заведующий отделом информации Сморгонского райисполкома Алексей АПАНОВИЧ.

- Вы удовлетворены эффективностью системы информирования населения?

- Она хорошо выстроена, функциональна, обкатана. Сегодня, как мне кажется, проблема в другом. Например, государственная идея поступательного развития регионов, промышленности и сельского хозяйства, инфраструктуры и социальной сферы - она, уверен, одинаково дорога всем нам. Однако развитие идет слишком медленно, а то и с откатами. Если я сам себе не могу толком объяснить, почему так складывается общая ситуация, то как поймет меня недоумевающий собеседник?

Во взаимодействии "власть - население" откровенно архаичные реалии типа "наглядной агитации", "плана пропаганды" и "лекционных мероприятий" либо отмерли, либо тихо доживают свой век в сознании и пыльных папках безнадежно консервативных управленцев. В распоряжении исполнительной "вертикали" - система информирования населения, в которой десятка два составляющих ее элементов. Если пользоваться терминами информационной эпохи, то можно сказать: власть располагает средствами, чтобы создавать свой привлекательный имидж, с опережением позиционировать решения и поступки, разъяснять государственную политику, для убедительности черпая аргументы из местной жизни.

В отделе информации Сморгонского райисполкома ознакомиться с системой информирования населения не составляет большого труда. Задействовано все, что положено. На 13 крупных предприятиях района работают координационные советы: активисты помогают заместителям руководителей, чья функция - интерпретировать общую и местную экономическую ситуацию, воспитывать трудовые коллективы в духе понимания государственных приоритетов. 5 информационных групп райисполкома регулярно выезжают на встречи с людьми: отвечают на вопросы, берут на контроль жалобы, отслеживают их разрешение. Приезжают на Сморгонщину информационные группы Гродненского облисполкома. В прошлом году заведующие отделами, управлениями, службами райисполкома 18 раз выходили на "прямую линию" общения с жителями территории. По острой проблеме медицинского обслуживания прошли дебаты чиновников с работниками городского автопарка N 17, комбината бытового обслуживания, акционерного общества "Сморгонские молочные продукты", фабрики "Мебельщик", комбикормового завода, райселькоммунхоза. Проведен цикл бесед о реформировании образования с родителями, опять же на предприятиях. На заседании исполкома заслушали, насколько удается коммунальникам объясниться с жильцами: животрепещущая, согласитесь, тема на фоне роста тарифов и платежей.

Рассказывать можно долго: как опыт лучших информаторов обобщают, как сотрудничают с общественными организациями и так далее.

Однако в итоге пересказа всего сделанного вырисовывается лишь схема, причем универсальная. Она такая же в Кобринском районе Брестчины, о котором "СБ" писала в февральском выпуске полосы "Регион".

Каков же, спрашивается, имидж местной власти, который выстраивается как бы сам собою, непреднамеренно, в результате добросовестной отработки отечественной модели информирования населения?

По прежним и свежим наблюдениям последних месяцев впечатление складывается такое: местная власть "подает" себя публике как сочувствующую человеку и заботливую. Только зачастую рефреном встреч исполкомовских групп с людьми - лицом к лицу - становится нота оправдания: мы, дескать, стремимся и стараемся сделать для вас, что только возможно, но далеко не все в наших силах... Даже когда это происходит ввиду объективных, не зависящих от местного исполкома причин, на выходе применяемые информационные технологии дают не лучший продукт - образ власти далеко не успешной.

Замечено также, что ссылки на всяческие сложности аудитория воспринимает как нежелание чиновников помочь. Скажем, в деревне Жодишки Сморгонского района подобное мероприятие "забуксовало" на частном, конкретном, личном требовании взвинченной женщины: "Нет, вы скажите мне, что делать с дочкой: у нее сложное заболевание, к нам узкие специалисты не ездят, я сама далеко возить ребенка не могу?" Когда человек в стрессовой житейской ситуации, тем более из-за болезни, он в упор не слышит рассуждений о непростом положении самой районной медицины. Понятно, какая атмосфера складывается на такой встрече: далеко не отрадная для информаторов и информируемых. После общения люди расходятся по домам с печальной думой - о том, что у власти нет ответа для них. Кстати, в том частном случае потом заявительнице помогли, о чем мало кто узнал впоследствии. А если кто и узнал, то размыслил так: одну, положим, выручили, но нас-то, остро нуждающихся в поддержке, вон сколько. Народ, конечно, покладистый и терпеливый, он способен и пожалеть "горемычных" чиновников. Это снимает эмоциональное напряжение, но не прибавляет подлинного уважения и авторитета своей, родной, местной власти.

Еще ремарка - о средствах массовой информации. Жители района имеют возможность выбирать: читать "Светлы шлях", слушать районное радиовещание или ориентироваться на передачи кабельного телевидения. Выписывают, разумеется, и покупают республиканские периодические издания, областные, появившиеся региональные. У традиционной "районки" тираж порядка 3 тысяч. Немного на население более чем 60 тысяч. Почему она не очень популярна? В неформальном общении исполкомовцы сами признают, что "Светлы шлях" проигрывает конкуренцию, поскольку нередко ограничивается перепечаткой решений и постановлений исполкома без их анализа, а многие публикации исполнены в стиле 60-х годов прошлого века. Тем не менее такое положение дел длится годами, признаков модернизации "районки" не наблюдается. При ближайшем рассмотрении оказывается, что информационной политике на местах свойственны и недостатки чисто субъективного характера, которые не спишешь на кого-либо или обстоятельства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter