Салют на площади Свободы

Первая годовщина Победы в Минске глазами современников
Первая годовщина Победы в Минске глазами современников

9 мая 1946 года для минчан стал знаковым днем. Он еще не вошел в разряд выходных, хотя решение о праздновании 9 мая было принято еще 8 мая 1945 года — указом Президиума Верховного Совета СССР. Однако только 26 апреля 1965 года его сделают выходным. Но тем не менее первая годовщина Победы стала по–настоящему народным торжеством. Впервые после войны жители нашего города увидели настоящий салют. После того как военный оркестр отыграл последние аккорды, ровно в пол-одиннадцатого вечера городские руины вокруг площади Свободы осветились всеми цветами радуги.

— На крыши соседних зданий провели телефонные провода, и солдаты по команде дружно выстрелили из ракетниц. Мы только услышали: «Приготовиться!..» — и на мгновение зажмурились. Зеленые, красные змейки полетели в небо! А через какие–то секунды опять заиграл оркестр, — вспоминает вечер 9 мая 1946 года Петр Гончаров, в то время работавший заведующим отделом партизанского движения музея истории Великой Отечественной войны. Музей тогда находился на площади Свободы, в Доме профсоюзов (он до сих пор сохранился — желтое трехэтажное здание напротив ратуши), там же — командный пункт для запуска салюта.

«Вечером нарядно одетые толпы людей с восхищением наблюдали салют, фейерверк, ярко озаривший небо столицы», — писала «Советская Белоруссия». Газета сообщает и о некоторых других подробностях этого события. Сперва диктор прочел приказ Сталина. А салют — 30 залпов из 224 орудий — грянул не только в Минске, но и в Москве, других городах Союза.

Шестьдесят лет назад 9 мая музей истории войны ни на минуту не закрывал своих дверей. Петр Гончаров весь День Победы принимал посетителей, тем более что вход сделали бесплатным. Поступали в тот день и новые экспонаты — например, рассказывающие о гвардейской дивизии Руссиянова, защищавшей Минск в июне 1941 года.

— Мы пригласили в свои залы командиров партизанских отрядов, фронтовиков, и они сами проводили экскурсии, — добавляет Петр Николаевич. 9 мая он собирается прийти на площадь, где 60 лет назад праздновал первую годовщину Победы.

9 мая 1946 года площадь Свободы переживала ренессанс — в последний раз играла роль главной в столице. До постройки в 1933 году нового Дома правительства здесь умудрялись разворачивать и военные парады, и показы художественной самодеятельности. Места в великую годовщину на «пляцы Волi», как по старинке нарекла его в послепраздничном репортаже газета «ЛiМ», хватило всем: и военному оркестру, и фотовыставке «Победа советского народа над фашистской Германией».

«Ненастная погода не могла изменить 9–го Мая, в День Победы, нарядного внешнего облика нашей восстанавливающейся из руин столицы, — писала «Советская Белоруссия». — Над фасадами домов развеваются красные флаги, вывешены транспаранты и лозунги. В центре города установлены портреты Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина, членов Политбюро ЦК ВКП(б), прославленных полководцев Красной Армии. Ярко сверкает, привлекая взор красочным оформлением, огромный макет медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» над окружным Домом офицеров».

Торжественные собрания еще до 9 Мая прошли на всех предприятиях, а в Доме офицеров многих ждал праздничный вечер с показом фильма «Парад Победы». 9 Мая «танцы и массовые игры» охватили весь Минск — от парка имени Горького до площади Ленина, даже такие отдаленные окраины, как парк имени Челюскинцев и район Минского автомобильного завода.

В Могилеве День Победы запомнился открытием городского стадиона, что для разрушенного города было приятным подарком. А в Москве, в «Третьяковке», показали выставку работ белорусских художников по мотивам минувшей войны.

Мы рассказали о «фасаде» праздника — первой годовщины Победы. Многое — по свидетельствам наших коллег, журналистов «СБ» шестидесятилетней давности. Но вот о чем не писала наша газета. Что происходило помимо торжеств. О чем руководство республики докладывало в секретном «Отчете» Центральному Комитету ВКП(б) в Москву: «Увеличилось число людей, занятых различного рода спекуляциями... Усилилась деятельность церковников и сектантов... Часть населения после освобождения в 1944 году покидала разоренные районы и уходила в более сохранившиеся районы Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, РСФСР... На одного живущего в городе [Минске] приходится всего 1,5 кв. метра [жилплощади]...»

Правительство как могло решало эти проблемы, одевало и кормило своих граждан: «Оказана специальная помощь одеждой и обувью. В 1945 году выдано бесплатно 350 тысяч носильных вещей. В 1946 году выделено 87 вагонов носильных вещей и 41.000 пар обуви». Но после 3 июля 1944 года и 9 мая 1945–го не сразу пришел мир. Только в 1946 году «было ликвидировано 814 подпольных террористических организаций и вооруженных банд».

В ту пору выходило 9 республиканских газет — и почти все издаются до сих пор. Наконец было выполнено решение ЦК ВКП(б) о создании факультета журналистики при БГУ — «для подготовки газетных кадров» туда приняли 140 студентов. Белгосиздательство выпустило 511 книг тиражом более 11 миллионов экземпляров. В Минске в рекордно короткие сроки восстановили Дом–музей I съезда РСДРП, а по республике в общем — 8 из 18 работавших до войны музеев. Такой он был, успешный и трудный, как и любой другой, — первый год новой жизни после великой войны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter