Сальто в небе и на земле

Порой неудачников Олимпиад попросту забывают, хотя они достойны нашего уважения

Порой неудачников Олимпиад попросту забывают, хотя они достойны нашего уважения

Звание чемпиона Олимпийских игр остается у спортсмена пожизненно. И поэтому ведущие атлеты, зарабатывающие миллионы, на Олимпиадах борются за награды не ради денег, а ради почета. Желающих подняться на пьедестал в каждом виде много. А на нем всего три ступеньки. И не все на них восходят.

Алла Цупер на минувшей Олимпиаде в прямом смысле слова сражалась, стиснув зубы. У нее еще не зажила сломанная лопатка, и когда прыгала, от боли не могла нормально держать руку. Из-за этого не покорила олимпийский пьедестал. В третий раз… А ведь она заслуживала награды. За свои старания, за отвагу, за муки… Но это не берется в расчет. Будет ли еще одна попытка это сделать?

В свое время Алла Цупер сделала довольно смелый шаг, когда вместе с группой молодых украинских фристайлистов и тренеров переехала в Беларусь. Женский фристайл тогда у нас заметно отставал, и Алла не только явилась в некотором роде первопроходцем, но и первой из белорусских спортсменок завоевала медали на чемпионатах планеты и этапах Кубка мира. Но олимпийской награды у нее так и нет.

Многие именитые спортсмены не смогли победить на Играх, даже не становились призерами. На роду так написано, что ли?      

Ивана Иванкова уважал весь гимнастический мир. В США Ивана узнавали на улицах, в магазинах продавали книги о нем и плакаты. Он дважды становился абсолютным чемпионом мира, но не завоевал ни одной олимпийской награды. Мешали многочисленные тяжелые травмы. Спортсмен залечивал их и боролся, в том числе и с судьями.

Он не уходил с помоста, хотя его конкуренты уже давно завершили выступления. Однако мечта его так и не сбылась. Где сейчас Иван? Исчезло его имя и с газетных полос, и с телеэкранов. А ведь еще несколько лет назад мы, журналисты, были рады взять у него интервью, эксплуатировали его имя. И с работой у Иванкова в Беларуси не заладилось. Уехал в США. Читал в прошлом году его интервью. Показалось: обижен. Хотя никогда обиды не показывал. А в Америке ему, наверное, трудно: характер у него не для жизни в этой стране….

Его наставник Виктор Дойлидов много лет возглавлял мужскую сборную Беларуси. На Олимпиаде в Сиднее в 2000 году его подопечные потерпели неожиданное фиаско, не завоевав ни одной награды. Помню, Виктор Викторович пришел платить взносы в Союз спортсменов и очень сокрушался такой неудаче. Признался, что бывший коллега по команде Владимир Ваткин, обосновавшийся в Австралии, приглашал его переехать туда. Дойлидов на первых порах тренировал бы там школьников. Несомненно, через короткое время составил бы компанию Владимиру Романовичу и в сборной страны. Но Виктор Викторович отказался. «Зря, наверное», — буркнул я тогда. Сейчас жалею, пусть бы не говорил этих слов. Дойлидов хотел доказать, что белорусские гимнасты могут побеждать на Олимпиадах. И вновь закатал рукава: команда стала чемпионом планеты. Однако следующие Игры оказались провальными. К тому времени наша гимнастика уже неслась под откос. А попытки главного тренера остановить машину ни к чему не привели. После неудачи в 2008-м в олимпийском Пекине белорусские СМИ растираживали критические слова тогдашнего министра спорта и туризма в адрес тренера. Получалось, якобы в развале гимнастики был виновен он. Дойлидова уволили. Пропал с горизонта. Как будто и не было такого крупного специалиста в нашем спорте…

Равиля Аглетдинова в 1980-е годы становилась чемпионкой Европы по бегу. Ее рекорды на средние дистанции никто не побил и сейчас. Перед спортсменкой преклонялись, а ушла из большого спорта и как будто исчезла. Работала в одном из учреждений. Послали в командировку. Поехала на своем автомобиле, не справилась с управлением на скользкой дороге и разбилась. И только после ее гибели коллеги узнали, что работали вместе с заслуженным мастером спорта, мировой звездой легкой атлетики. А если бы знали об этом раньше, может, и в злосчастную поездку не отправили бы?

Труд спортсменов и тренеров у нас оценен достойно. Государство поддерживает спорт, выплачивает хорошие премиальные. И если стараться, то можно заработать себе на жизнь. Но есть и психологический момент: после ухода о многих просто забывают. Я четырнадцать лет являюсь членом правления Белорусского союза спортсменов. И видел, как трудно звездам спорта смириться с приставкой “экс”. Вчера тебя превозносили, а сегодня никто внимания не обращает. Особенно тяжело, если не завоевал медали на Олимпиадах. А порой даже олимпийских чемпионов обходят вниманием. Один наш известный атлет старается участвовать в различных мероприятиях, акциях. Честолюбие? Об этом спросил у него. «Да нет, — ответил он. – В спорте оказался невостребованным. Однако нашел хорошую работу, получаю немалые деньги. Привык быть первым, привык, что ко мне приковано внимание. И психологически тяжело, когда забывают. Поэтому общаюсь с людьми, люблю встречаться с детьми, вспоминаю молодость. Приятно, когда кому-то нужен». Новое время – новые герои. Но хотелось бы, чтобы и старые были не забыты.

О завершении карьеры Алла Цупер, как и другие члены нашей олимпийской команды, не заявляла. Скорее всего, вновь будет бороться со своими болячками, чтобы доказать, что она в спорте многого стоит. В белорусском фристайле живут дружной семьей и наверняка опыт и умения Аллы будут востребованы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter