Сальери вне рейтингов

Книжный навигатор

Анатоль Мяснiкоў. Сто асоб беларускай гiсторыi. Гiстарычныя партрэты. Мiнск, «Литература и искусство», 2008.


Любые рейтинги по определению вызывают интерес. И — по определению же! — «наезды» на автора. Тех ли включил? Автор книги «Сто асоб беларускай гiсторыi» — известный историк и литератор Анатолий Мясников, наш коллега, чье творчество много лет связано с газетой «Звязда»,  естественно, упреки предвидел... Тем не менее проект осуществил — с присущей ему патриотической позицией и неравнодушием. Именно это — яркая эмоциональность изложения — отличает эссе–портреты книги. Это не сухие факты, это взволнованный рассказ о людях, которых автор почитает или же наоборот, но которые оставили след в истории нашего Отечества. Мы встретим здесь не только князя Витовта, Михала Огиньского и Кастуся Калиновского, но и известных наших современников... Много и незаслуженно забытых имен заинтересованный читатель встретит в книге! В общем, как сказано в заголовке предисловия, перед нами — «Яшчэ адно сцвярджэнне Беларусi».


Иэн Макьюэн. Амстердам. Санкт–Петербург, Домино, Москва, ЭКСМО, 2008.


Думаете, получил «Букера» — и это гарантия пиетета критиков всех времен и народов? Как бы не так, не тот народ критики, чтобы, подобно героям фильма «Кин–дза–дза», приседать с почтительным криком «ку» перед «проблесковыми маячками» литературных премий и званий. «Букероносный», с десятилетним стажем роман одного из лидеров современной англоязычной литературы Иэна Макьюэна исключительно в шоколад не упаковывают. Среди не–шоколадных эпитетов: «короткометражная клюква», «блистательно средний», «холодный и рациональный». И уж конечно, конъюнктурный. Но никто не отрицает, что написано хорошо. Читабельно. Шекспировские страсти посреди современного бытия, паутинные переплетения сюжета... Хоть сейчас на киноэкран. Два друга — композитор и журналист, впечатленные маразматической смертью общей любовницы, дают один одному слово избавить от позорного доживания. То есть видишь, что друг впал в маразм, — дай ему яда. В конце оба «Моцарта», поссорившись, из лучших побуждений травят друг друга и благодарный читатель имеет два трупа (не считая кремированной любовницы). Критики столь гипертрофированного накала страстей, по–моему, не замечают авторского подтекста. А именно: достаточно злой сатиры на творческий истеблишмент. А был ли Моцарт? Повествование ведется так, что изначально мы верим в талантливость обоих героев: композитора, которому поручили написать «симфонию тысячелетия», и журналиста, который решается опубликовать снимки, компрометирующие перспективного, но крайне консервативного политика (надо же спасать демократию!). Нашему вниманию — возвышенные и пространные описания творческих мук... Но вот: композитор, чтобы не отвлекаться в поисках гениальной мелодии, не заступается за женщину, которую хочет изнасиловать маньяк, журналист использует интимные фотографии из личного архива умершей любовницы... В конце концов симфония оказалась плагиатом, скандальный номер газеты с треском провалился... И мы понимаем, что два Сальери траванули друг друга в общем–то справедливо.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter