Сахарная стратегия

Жабинковский сахарный завод — одно из четырех предприятий нашей страны, выпускающее сладкий продукт повседневного спроса.

Жабинковский сахарный завод — одно из четырех предприятий нашей страны, выпускающее сладкий продукт повседневного спроса. В последнее время жабинковские пищевики заметно улучшили свои позиции в рейтинге родственных предприятий не только Беларуси, но и России и Украины. В ходе начавшейся реконструкции здесь смогли уже примерно на треть повысить суточную производительность. Однако начало нынешнего века для завода было трудным и тревожным.

Дефицит при изобилии

Еще памятны годы, когда в летнюю пору в магазинах невозможно было купить сахар. Домохозяйки тогда запасались им впрок. Сегодня это кажется диким. Ведь сахара четырех отечественных заводов хватило бы белорусам на несколько лет вперед. Как же образовывался при таком раскладе дефицит и куда он так резко исчез?

Рыночные чудеса объясняет экспортная значимость товара. Большая часть белорусского сахара в девяностых годах прошлого века выгодно продавалась в России. На посредничестве при этом прилично зарабатывало множество фирм. Вот почему в Беларуси, где розничные цены строго контролируются государством, его не хватало. Но такое положение дел не устраивало и россиян, и они нашли повод, чтобы в целях защиты собственного рынка приостановить экспансию белорусского сахара.

Еще в советские времена существовала практика закупки в странах Латинской Америки тростникового сахара-сырца. Он пускается в дело зимой, когда белорусские предприятия заканчивают переработку отечественного сладкого корня. Сахар из тростникового сырца почти ничем не отличается от свекловичного. Но для российских партнеров факт происхождения сырца из третьей страны стал веским поводом, чтобы считать такой экспорт транзитным и облагать пошлинами. К моменту принятия такого решения примерно равное соотношение в объемах жабинковского завода доли сахара из свеклы и сырца заметно качнулось в сторону последнего. Если в 1990 году здесь из 106 421 тонны произведенного песка 54 814 тонн было получено из свеклы, а 51 607 тонн — из тростникового сахара-сырца, то уже в 2001 году, увеличив выпуск готовой продукции почти до двухсот тысяч тонн, свекловичного сахара здесь получили лишь около 37 тысяч тонн, а тростникового — почти в четыре раза больше. Но в Россию везти было уже невыгодно. Он стал оставаться в республике. Дефицит продукта резко сменился проблемой сбыта, поставив завод, около сорока лет работавший без существенной реконструкции, в затруднительное положение. Даже на внутреннем рынке себестоимость жабинковского сахара не давала возможности предприятию достойно зарабатывать.

Нет худа без добра

Рабочие и служащие, а они — владельцы основной доли акций ОАО «Жабинковский сахарный завод», почувствовали смену экономической погоды за проходной на своем кармане. Стало ясно, что без помощи государства придется туго. Но помощь предполагала введение принципа «золотой акции», когда владельцем почти всего пакета ценных бумаг становится государство. Акционеры коллективно согласились с этим вариантом. Поняли: иначе в перспективе можно остаться не только без дивидендов, но и без зарплаты. В результате предприятие начало новое восхождение к вершинам экономического благополучия. В реконструкцию при поддержке государства завод за счет кредитов АСБ «Беларусбанк» вложил уже свыше шестидесяти миллиардов рублей. Это позволяет поступательно наращивать мощности, снижать себестоимость продукции, выгодно торговать ею на внешнем рынке.

А как же эмбарго на тростниковый сахар? К счастью, оно подтвердило народную мудрость: нет худа без добра. В результате экспорта сырья из западного полушария свекловодство в Беларуси, как и у соседей, начало приходить в упадок. Хозяйства стали терять способность выращивать свеклу такого качества, которое позволило бы заводам получать рентабельный сахар. Издержки производства из белорусской свеклы на Жабинковском сахарном заводе еще недавно полностью перекрывались продукцией из завозного сырца. Лишь единичные хозяйства могли выращивать эту культуру с урожайностью свыше четырехсот центнеров с гектара, что гарантировало высокий уровень переработки. Машины и вагоны с мелкими плодами, поступающие из большинства хозяйств округи, на заводе встречали с горечью. Перед белорусской свеклой замаячила перспектива кубинского тростника, который сегодня на острове свободы выращивают на арендуемых землях фирмы, контролирующие его экспорт.

Вот почему российские ограничения и разбирательства по белорусскому сахару, по сути дела, только ускорили жизненно необходимый перевод на новые рельсы. И не только перерабатывающих предприятий, но и целой отрасли растениеводства. Правительство разработало рассчитанную до 2010 года программу «Сахар». Она уже сегодня дает ощутимые результаты. Суть ее в том, что при финансовой поддержке государства на показатели мирового уровня наши производители сахара и свекловоды выходят вместе.

Трудности роста

— В прошлом году мы заготовили и переработали свыше 620 тысяч тонн свеклы, — рассказывает о ходе реализации правительственной программы директор завода Андрей Гладкий, — тогда как раньше даже в лучшие годы эта цифра никогда не превышала 420 тысяч тонн.

Молодой директор возглавил предприятие именно в сложный переходный период его сорокалетней истории. Здесь он не новичок. Сегодня его опыт помогает выстраивать партнерские взаимоотношения с хозяйствами сырьевой зоны, закрепленной за предприятием.

Свеклу на жабинковский завод поставляют 229 хозяйств и 50 фермеров Брест-

чины, а также отдельные СПК Витебской и Гродненской областей. При этом завод в целом берет на себя большую половину затрат по выращиванию. Закупаются высокосортные семена, авансируются работы на полях, внедрение современных технологий (как, например, точечный высев семян, не требующий прореживания всходов). Поддерживают союз серпа и молота местные власти. В прошлом году благодаря решениям облисполкома закуплены более двадцати современных свеклоуборочных комбайнов. Их парк вырос почти в три с половиной раза. На шесть тысяч гектаров, до 22 тысяч, возросли свекловичные плантации. Областная «вертикаль» постоянно контролирует ход выполнения государственной программы.

Но все-таки главным «агрономом» остается сам завод. Его специалисты контролируют и ход посевной, и качество последующего ухода. Строгий экзамен поставляемая свекла держит затем и на предприятии: устанавливается сортность, определяющая номинальную стоимость.

Но даже при таком объединении финансовых и организационных усилий в этом году выйти на запланированные 711 000 тонн по заготовке свеклы Жабинковскому сахарному заводу трудно. Собственная сырьевая база такого объема не обеспечит. Летняя засуха и затем осень без дождей перечеркнули прогнозы на рекордные урожаи на Брестчине. Поэтому завод стал заключать новые договоры с хозяйствами, не входящими в его сырьевую зону.

Есть и субъективные причины создавшейся ситуации. Примерно 70 процентов заводского заказа обеспечивает всего лишь пятая часть хозяйств, закрепленных за предприятием. Результаты большинства остальных хозяйств Брестчины еще далеки от показательных. Это огорчает, но в то же время и обнадеживает. У свекловодов области еще остается большой потенциал.

Нынче предприятие примерно 45 процентов своей продукции отправляет на экспорт. Чтобы его повысить, надо продолжать наращивать выход сахара из свеклы. В планах — организация производства по примеру мировых лидеров сахарного дела, многие из которых в межсезонье применяют не тростниковый сырец, а заготовленный свекловичный сироп. А пока как в поле, так и на заводе решаются реальные задачи. Новое оборудование уравняло по рентабельности производство «тростниковое» и «свекловичное». Продолжает перестраиваться реконструируемый завод. Планируется оптимизация транспортного обеспечения, работы его накопительных пунктов в районах. Словом, государством запущен маховик, который заводчанам остается только по инерции раскручивать.

В свободное время

«Как насчет досуга? — улыбаясь, переспрашивает аппаратчица сушилок Елена Костючик, которая работает на заводе уже 12 лет. — Раз в неделю обязательно всей семьей ходим в бассейн. Хотелось бы посещать его чаще, но не всегда получается одновременно выкроить свободное время всем членам семьи».

В ФОКе, построенном когда-то заводом и переданном на баланс местного Совета, жители заводского поселка приобщаются не только к плаванию. Многие виды культивируются в этом дворце физкультуры, куда ходят и те, кто серьезно занимается спортом, и просто любители активного оздоровительного отдыха. Заводчане пользуются услугами ФОКа за счет средств предприятия. Здесь оттачивают свое спортивное мастерство заводские «звезды». А гордость жабинковских пищевиков — собственная волейбольная команда. В день профессионального праздника прошел очередной турнир волейболистов четырех сахарных заводов Беларуси.

Неподалеку и Дом культуры, в фойе которого интересный музей, рассказывающий о заводе. Представлена здесь и статистика поставок «кубинского сахара». Так здесь до сих пор называют тростниковый сырец, хотя нынче он доставляется в Жабинку в основном из Бразилии и Аргентины. На видном месте — переходящие красные знамена.

В Доме культуры кипит активная творческая жизнь. Особенно интересно здесь детям. Приобщают к большому искусству ребят профессиональные художники и мастера танца.

Заниматься спортом, приобщаться к культуре полноценно люди могут только при личном благополучии. Рабочие и служащие Жабинковского сахарного завода к таковым себя могут отнести с полным правом. Бесплатные обеды для тех, кто трудится в цехах, — это только один из внешних показателей стройной социальной системы, выстроенной за долгие годы. Работающие здесь члены многодетных, малообеспеченных семей и пенсионеры, которых с почетом отправляют на пенсию, получают от завода приличную материальную поддержку. Естественно, что поощряется дополнительно и труд передовиков. Таких, как главный инженер Виктор Миронов, главный технолог Оксана Сидо, аппаратчик-варщик Николай Фалевко, слесарь КИПиА Александр Данилюк, оператор диффузии Юрий Козинец, электромонтер Владимир Кондратюк, шофер Сергей Александрович и многие другие. Но и после ухода на пенсию бывших заводчан не забывают. 350 пенсионеров в разных уголках района и области сегодня получают от предприятия ежемесячную прибавку к пенсии в размере от одной до двух базовых величин. Подарок размером в десять базовых величин преподносит завод тем, кто вступает в брачный союз. Столько же получает семья по случаю рождения ребенка. Нынче 13 заводчан сыграли свадьбы, а в 18 семьях здесь появились новорожденные. Свадебные веселья и ребячий шум в заводском поселке — свидетельство того, что здешний народ в завтрашнем дне своего родного завода уверен.

На снимках: директор завода Андрей Гладкий; свекла из этих буртов будет поступать в цеха до февраля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter