Сахар станет слаще

Жабинковский сахарный  завод расширяет производство 

Жабинковский сахарный  завод расширяет производство 

После нефти, газа и зерна сахар пожалуй, является следующим стратегическим товаром в мировой экономике. Однако в условиях постоянного противостояния производителей на мировом рынке его конъюнктура пока складывается не в пользу белорусских производителей. Четыре белорусских сахарозавода, производящие сахара намного больше, чем его потребляет население республики, ввиду ограничения экспортных поставок попали в весьма затруднительную ситуацию. Однако «засахаривание» отечественной промышленности не грозит. О том, как предприятия находят выход из сложившейся ситуации, корреспондент «Р» узнал, побывав на сахарозаводе в Жабинке. 

В советские времена у населения было немало претензий к производителям сахара. И все они касались его дефицита в сезон домашних заготовок. Граждане даже привыкли к тому, что этот продукт традиционно исчезал с прилавков магазинов на несколько месяцев, и его недостаток следовало решать путем формирования запасов — розничные потребители скупали сахар в прямом смысле мешками. Но в «сладком ажиотаже» заводы были не виноваты, ведь уже тогда значительные объемы сладкого продукта отправлялись за пределы республики. Еще более обострился сезонный сахарный дефицит после развала СССР. Экспортом продукции активно занялись коммерческие структуры, наживаясь на спекулятивных ее поставках за пределы республики. Однако со временем государство взяло экспорт стратегически значимого продукта под контроль. В итоге стали расти объемы производства, а сахарозаводам удалось полностью удовлетворять спрос на внутреннем рынке при постоянном наращивании экспортной составляющей. Если, к примеру, в 1990 году Жабинковский сахарный завод произвел 106 421 тыс. тонн сахара, то в 2001 эти объемы увеличились уже более чем на две трети. Рост обеспечивало в основном импортное сырье — сахар-сырец, закупаемый в странах Южной Америки. Из него стали делать сахара почти в четыре раза больше, чем из свеклы, тогда как до развала СССР это соотношение  на Жабинковском заводе было примерно 50:50. 

Тенденция роста объемов тростникового сахара вполне объяснима — его себестоимость намного меньше свекловичного. Ведь для того чтобы на протяжении трех лет ежегодно собирать по два урожая тростника, землю вспахать в далекой южноамериканской стране нужно всего лишь один раз. А чтобы вырастить свеклу, белорусу нужно хорошо потрудиться и весной, и летом, и осенью. Сегодня получить сахар из корне­плодов сахарозаводам стало гораздо сложнее и накладнее, нежели из заокеанского сырца. 

Однако легкий путь, избранный отечественными сахаропроизводителями в качестве столбовой дороги, оказался небезопасным. Остановившееся в своем развитии белорусское свекловодство заметно уступило позиции заокеанскому тростнику. А тем временем за рубежом засомневались в правомерности продажи белорусского тростникового сахара, как произведенного в нашей республике. От слов быстро перешли к делу и обложили продукт белорусских сахарозаводов пошлинами, предусмотренными для товаров, экспортируемых  из третьих стран. Из-за этого он потерял свою конкурентоспособность. 

Из этого цейтнота помогла быстро выйти государственная программа «Сахар», рассчитанная на 2005—2010 годы. Ее реализация началась с перевода на новый качественный уровень свекловодства в стране. Занялись этим сами заводы, которые до сих пор финансируют посев свеклы в СПК для наращивания своих сырьевых зон. Сахаропроизводители приобретают и современную уборочную технику, и контролируют соблюдение технологических параметров ее выращивания. В результате по осени на Жабинковском сахарном заводе вновь начали расти бурты высококачественной  (в промышленном понимании) свеклы, ежегодные заготовки которой сегодня достигают 800 тыс. тонн. Одновременно в Жабинке началась капитальная реконструкция производства. Уже сегодня новое оборудование позволило значительно удешевить производство свекловичного сахара. Жабинковские пищевики делают сегодня все возможное для того, чтобы застраховаться от новых внешнеэкономических «сюрпризов». В последнее время маркетинговая служба завода значительно расширила рынки сбыта в Средней Азии и на Кавказе, куда сейчас уходят вагоны с белорусским сахаром из свеклы.  Экономической стабильности способствует и реорганизация торговли на внутреннем рынке. В реализованной продукции нарастают объемы сахара, расфасованного в фирменные упаковки, причем разной вместимости — вплоть до одноразовых пакетиков для подслащивания кофе или чая. Совсем недавно в магазинах появились упаковки желирующего сахара с маркой Жабинковского завода. Технологи завода отмечают: 100 граммов такого продукта хватает для того, чтобы литр отвара из овощей или фруктов превратить в желе или мармелад. Вкусную  идею жабинковские пищевики позаимствовали у чехов, у которых и купили линию по производству нового для белорусского покупателя товара.  

Свои экспортные позиции руководство предприятия обещает укрепить в следующем году. Произойдет это благодаря запуску нового цеха по производству животноводческих кормов из свекловичного жома. Ожидается, что после гранулирования и обогащения добавками продукт станет гораздо больше востребован на внешних рынках. В ближайшее время Жабинковский сахарозавод избавится и от обременительных проблем хранения своей продукции на арендуемых складах. На заводе началось строительство двух складов бестарного хранения сахара вместимостью по 25 тыс. тонн. В цилиндрические башни, которые вырастут рядом с проходной завода, продукт будет поступать прямо из цеха готовой продукции. Завершается здесь и реконструкция основных цехов производства. Главной задачей на сегодняшний день директор предприятия  Виктор Миронов считает дальнейшее обновление производства с целью уменьшения себестоимости сахара. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter