Народный календарь и традиции. 25–31 марта

Сакавiк‑бярозавiк

Идет вторая неделя Великого поста. «Меню» изменилось, и на смену масленичным блинам и пирогам пришла сплошная «поснiца». Меняется поведение как «на людзях», так и среди «сямейнiкаў» (что очень важно) — по принципу «прежде чем что‑то сделать и сказать, подумай как, дабы не обидеть, не причинить неприятности кому‑то». Но всегда неизменным остается одно — работа. Еще, как и отмечает наша поговорка — «У сакавiку санкi з калёсамi сварацца», имея в виду неустойчивую погоду и соответствующий ей транспорт, но все же и работа, и заботы уже «накiраваны» на будущее, на весну...


Начинает неделю у православных «прысвятак Рыгор» (25‑е число), и считалось, что с этого дня зима побеждена теплом уже совершенно окончательно, а потому и говорили: «На Рыгора зiма iдзе ў мора». В некоторых регионах еще продолжали проводить обряды по «заклiканню вясны». Надо отметить, что они наиболее развиты и сохранены на Гомельщине. Интересно, что совершенно мажорные «вяснянкi‑заклiчкi», наполненные радостными мотивами, поются именно посреди Великого поста.

30 марта отмечается Алексей. Про него говорят, что он уже полностью «прогоняет» зиму и холода. К концу марта заканчивалось единоборство двух пор года. «На Аляксея зiма пацее». Даже последний снег, который укрылся в лесу, потихоньку начинает подтаивать и исчезать. Именно в это время открывается земля, впитавшая в себя талые воды и отдохнувшая под снегом зимой. Она собрала в себе все соки, силы. Алексей считается покровителем рыболовства — одного из первых промыслов, возникших еще в самые давние времена, практически наравне с охотой. Про конец марта у нас говорят так: «Лёд пайшоў вадою, а рыба — лускою», «Рыба — аб лёд, а саначкi — на плот», что значит окончательный переход «на калёсы». Именно в этот день в некоторых регионах у нас даже не работали, почитая Алексея, а у рыболовов, людей очень суеверных, был настоящий праздник в честь своего опекуна и патрона.

Название марта у нас очень правильное — «сакавiк». Это время, когда деревья из глубин земли начинают получать соки, чтобы укрепить свои силы, зазеленеть и зацвести, дать плоды. Хорошая береза могла давать около 2ОО–3ОО литров сока за сезон. Собирать его начинали в марте, заканчивали в апреле, а впрочем, смотрели по состоянию природы, по погоде. Ведь в прохладную погоду дерево, как правило, дает больше сока. Его пили свежим, заготавливали, собирали и ставили в холодное место, чтобы дольше сохранялся.  
Еще не поднялась первая «зелянiна» — крапива, щавель и черемша, которые издавна включались в рацион, а свежий березовый сок давал в раннюю весеннюю пору очень нужные организму человека витамины, минеральные и биологически активные вещества, и, заметьте, не синтезированные, а самые‑самые живые.
Только относиться к деревьям нужно не по‑варварски — это необходимо помнить всегда. Ведь именно у нас, в Беларуси, живут поверья о том, что дерево может не только помогать, но и обидеться, разозлиться и даже жестоко отомстить человеку. И особенно это касается в первую очередь деревьев «женских» — березы, рябины. Такой вот он, «сакавiк‑бярозавiк»...
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter