Мировое первенство в Бразилии — это не только футбол. Это еще и глобальная политическая игра

Сага об офсайдах

В Бразилии горят эмоции — что ни игра — то событие!

В Бразилии горят эмоции — что ни игра — то событие! И все же кое-что остается, как говорят в футболе, в офсайде, другими словами — вне игры!


Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу и хоккею сегодня редко проходят без политического галдежа, громких заявлений и прямых призывов «с броневика». Такое уж время, и от этого никуда не деться: грех не использовать трибуну и площадку, на которые смотрит вся планета. Вот и мировое первенство в Бразилии — это не только футбол. Это еще и глобальная политическая игра. За которой тоже следить довольно любопытно.


До президентских выборов в Бразилии, на которых нынешний президент Дилма Русеф вновь выставит свою кандидатуру, осталось несколько месяцев. Время горячее, и стоит ли удивляться, что в Бразилии разыгрался настоящий политический матч, где одни атакуют, а Дилма Русеф со своей командой вынуждена отчаянно обороняться, ловя мячи, которые один за другим отправляют в ее ворота политические оппоненты. Насколько удачно леди–президент (дама, заметим, далеко не робкого десятка) справится с ролью голкипера — покажет время, но удар она старается держать.

 


На матч–открытие, правда, Дилма Русеф не пришла, отправив на стадион министра спорта. Однако накануне заявила: «Пессимисты проиграют в этой борьбе. Они проиграют битву с бразильским народом, который никогда не сдается. Они говорили, что у нас не будет чемпионата мира, потому что нет стадионов. Стадионы готовы. Они говорили, что у нас нет нормальных аэропортов, и нам удалось в два раза увеличить их пропускную способность. Мы многое построили, реформировали, переделали: аэропорты, порты, улицы, мосты, общественный транспорт. Мы делали это в первую очередь для бразильцев. Когда туристы уедут, это все останется для страны, которая извлечет выгоду».


В общем, привычная история: одни — «за», другие — «против», только со своеобразным бразильским колоритом. Заметим при этом, что при всей любви бразильцев к футболу те, кто выступал и выступает против проведения чемпионата (а точнее, те, кто за этими беспорядками стоит), имеют к протестным настроениям серьезные фактические предпосылки. Русеф, чей рейтинг совсем недавно превышал 80 процентов, а теперь опустился до отметки 37, ведет отчаянное сражение против пробуксовывающей экономики. Экономическая ситуация в стране действительно здорово пошатнулась, с тех пор как предыдущий президент Лула да Силва оставил свой пост. Тому много причин и сейчас не о них. Однако футбол для Дилмы Русеф так или иначе превратился в настоящую войну. Козырную карту гигантских трат на организацию чемпионата ее противники подносят под беспроигрышным соусом пира во время чумы и в этом, кажется, здорово преуспели.


Дочь болгарского эмигранта Петра Русева, а впоследствии преуспевающего бразильского адвоката, как я уже говорил, отнюдь не робкого десятка. В детстве она ни в чем не нуждалась и могла наслаждаться жизнью в кругу бразильской элиты, но выбрала другой путь и в 19–летнем возрасте сменила платье на военную униформу, присоединившись к подпольным повстанческим организациям левого толка, где ее знали под различными именами — Ванда, Луиза, Эстела. В борьбе против военной диктатуры, захватившей власть в стране в 1964 году, по мнению повстанцев, плохих методов не было: ограбление банков и захват заложников стали средствами революционной борьбы. Захваченный американский посол обменивался на 12 арестованных боевиков, посол Германии — на 40, а глава швейцарской дипломатической миссии — на 70. Как видим, в этом футболе правил нет, здесь хороши все средства. В чем мы еще раз можем убедиться, наблюдая за политическими играми чемпионата мира по футболу. И если у футболистов сборной Бразилии есть хоть частичка характера Дилмы Русеф, то они просто обязаны оформить на родине шестое чемпионство в истории. Волна всеобщей эйфории, которая наверняка захлестнет Бразилию после такого успеха, на какое–то время задвинет экономические трудности на второй план, дав возможность президенту для маневров. Так что лично я знаю, кто главный болельщик команды Филиппе Сколари на этом турнире, хоть она и не ходит на стадионы. У каждого здесь свой матч, но победитель всегда бывает только один.


От очевидца


Сергей Сафарьян, председатель Белорусской федерации футбола (в интервью газете «Прессбол»):


— Организация чемпионата мира просто ужасная. Многомиллионный Сан–Паулу оказался просто не готов к турниру. Особенно в плане логистики — расположения объектов и организации транспорта. Эта проблема стоит острее всего. Из аэропорта в гостиницу в шесть утра мы добирались три часа. Из гостиницы до конгресса — больше часа, обратно — полтора часа. Столько же — на стадион, где проходил матч–открытие. Между тем, когда мы оформляли заявку на EURO’2020, там были прописаны требования: время переездов между объектами не должно превышать 20 минут. Здесь же, к примеру, мы наблюдали американскую сборную, пытавшуюся добраться до места тренировки. Ее автобус сопровождали кортеж мотоциклов и вертолет, но освободить полосы для движения было практически невозможно. Кроме того, много вопросов возникло и на самом стадионе. Ни работники арены, ни волонтеры не знают, что и где расположено. Официальных лиц три раза гоняли по кругу. Пока мы не проявили инициативу и не стали разбираться сами, нас два раза отказывались пускать в ложу, в которую были билеты.


s_kanashyts@sb.by

 

Рисунок Олега Карповича.

 

Советская Белоруссия №113 (24496). Среда, 18 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter