Сага о деньгах

Деньги или их отсутствие жители Беларуси называют второй причиной своей предпринимательской пассивности.
Деньги или их отсутствие жители Беларуси называют второй причиной своей предпринимательской пассивности. А первая, как ни удивительно, - не высокие налоги или путаное законодательство, а неподходящий склад характера. Едва ли не половина опрошенных не видят в себе предпринимательских наклонностей, но треть говорят о деньгах. Значит, потенциал деловых качеств, идей и проектов есть. О том, как найти средства для бизнеса, пойдет речь в этом выпуске "Бизнес-компаса".

Привлеченные финансовые средства для бизнеса условно можно разделить на 4 группы. Это кредиты банков, частные взносы граждан или юридических лиц, лизинг и инвестиционные ассигнования из бюджетных и внебюджетных фондов. Основой взаимоотношений предпринимателя с банком является кредитный договор. Банк наблюдает за выполнением кредитуемых мероприятий и вправе применить штрафные санкции при необязательности заемщика. Безусловно, чтобы связываться с банком, нужно иметь высокодоходный проект. Например, на сегодняшний момент до 6 процентов в месяц обходится только обслуживание займа.

Впрочем, если вы намерены открыть свое дело в сферах государственных приоритетов - а это жилье, продовольствие, экспорт и услуги, - то вы вправе рассчитывать на финансовую поддержку Министерства предпринимательства и инвестиций. Она заключается в компенсации половины процентной ставки банка. В нынешнем году государственной программой на эти цели предусмотрено более 300 миллионов рублей. Правда, для более чем 300 тысяч жителей, занятых в бизнесе, это капля в море. Всем уж точно не хватит, тем более что банки страсть как не любят возиться с мелкими заемщиками. Работы с ними не меньше, чем с остальными, а доходу - кот наплакал. Потому частично банковские функции берет на себя Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Но его возможности ограничены суммой в 500 миллионов рублей при потенциальной потребности в 3 миллиона долларов.

Посему под проекты, где выгода не слишком быстра и очевидна, лучше привлечь прямые инвестиции или капитальные вложения непосредственно в производство какой-либо продукции. Такие инвестиции, однако, предоставляют дающему фактический контроль над производством и часть прибыли. Но партнерская поддержка иногда важнее.

Как убедить инвестора дать деньги? Существует несколько непреложных правил. Например, коммерческий успех предприятия во многом определяют способности и квалификация команды. Следует убедить потенциального партнера, что вы - человек, заслуживающий доверия, и профессионал в предполагаемой сфере бизнеса. Затем инвестор должен поверить, что дело, куда он вкладывает деньги, - прибыльно. Способность подготовить, представить и защитить финансовые расчеты отражает ваше умение управлять бизнесом. Необходим четкий ответ на вопрос, как и в каком размере ваш проект будет генерировать денежный поток. Поскольку вложения капитала в бизнес всегда предполагают риск, то никак не обойтись без анализа внешней среды. Анализируются прежде всего развитость и перспективность целевой отрасли, сильные и слабые стороны конкурентов, емкость и платежеспособность потребительского рынка. Если анализ показывает большой риск, то и доходы должны быть соответственно велики.

Все сказанное отражает бизнес-план. О том, как правильно его составить, мы поговорим в следующем выпуске рубрики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter