Сага о четырех процентах

За последний год Кобрин заметно похорошел...

За последний год Кобрин заметно похорошел. И улица Новая со старыми постройками совсем перестала соответствовать нынешнему облику райцентра. Там стоят бараки, построенные 30 лет назад для строителей дороги М1/Е–30, которую в народе именуют «БАМом» — белорусской автомагистралью. До сих пор в них живут люди. Без грусти смотреть на это «жилье» нельзя. Но ветхим его не признают — не хватает износа...


...От центра Кобрина до Новой 15 минут езды. По меркам большого города — совсем ничего, по здешним — окраина. Перпендикулярно Новой расходятся по сторонам улочки: Полевая, Партизанская, Комарова, Широкая. Мне — в дом 55 на углу Новой и Комарова. Впрочем, назвать его домом язык не поворачивается. Барак без фундамента. Крыша латана–перелатана, стены покосившиеся. Тут живут четыре семьи.


— Мы здесь 8 лет. Платим квартплату, в том числе на капремонт, но сами видите: пол просел, стены текут, — Раиса Володько, в отличие от других обитателей барака, можно сказать, счастливица. Она здесь доживает последние месяцы. Семья получила кредит и строит дом.


А вот Анне и Петру Кисловским, их сыну Сергею и внуку Алеше не повезло. Жилье им пока не светит. Квартиру в бараке расширили за счет смежной: метров хватает.


— Неприятный запах, крысы... Зато котам — раздолье, — грустно шутит Петр Павлович, показывая одну из комнат.


Отопление в бараке паровое, жильцы топят по очереди. Но от сырости никто не застрахован. Пойдут дожди — «заплачут» стены. Лишний брикет в топке от плесени не спасет. Критической ситуация стала несколько лет назад, когда улицу Новую подняли, подсыпали и заасфальтировали. Достаточно мелкого дождика, чтобы шустрые ручейки побежали к бараку.


— Обещали отремонтировать дом до 1 октября, но сами видите: даже не начинали, — жалуется Петр Кисловский. — Совсем забыли о нас.


Почему же барак не дождался обещанного ремонта? Начальник отдела Кобринского ЖКХ Виктор Гембаля признается:


— Все силы были брошены на подготовку города к «Дажынкам».


Виктор Иванович открывает папку с перепиской. Один ответ — на обращение Кисловской, второй — Володько. Еще, еще... Анна Кисловская давно требует решения проблемы. Ей старательно отвечают.


— Мы предлагали Кисловским двухкомнатную квартиру в поселке Городец, что неподалеку от Кобрина. Не захотели, — продолжает Виктор Гембаля. — Недавно опять предложили, ответа от семьи нет.


— Но ведь старшие Кисловские, хоть и на пенсии, а еще работают: Анна Ивановна — в социальной службе, Петр Павлович — в музыкальной школе. Из Городца, который в нескольких десятках километрах от Кобрина, в город не наездишься, — примеряю на себя возможные тяготы жильцов барака.


— Чтобы отселить людей, дом нужно признать ветхим. Недавно комиссия установила, что дом имеет 61 процент износа. Для того чтобы перевести жилье в категорию «ветхое», нужно 65 процентов, — объясняет Виктор Иванович.


Вот она, магия цифр! Судьбы дома и людей отданы на откуп всего лишь четырем процентам... В Бресте даже дома 43 и 45 по улице Советской, включенные в Государственный список историко–культурных ценностей, признали непригодными для жилья. А выглядят они намного крепче, чем кобринский барак...


По уму бараки, оставшиеся в наследство от строителей автомагистрали, давно пора снести и отдать землю под застройку. Но кобринские коммунальники выжидают. Чего? Обрушения здания? Или надеются, что жильцы сами решат свою жилищную проблему, как семья Володько, занявшаяся строительством?


Есть компромиссное решение — ремонт. Вдоль улицы Новой осталось немало бараков. Некоторые из них отремонтированы. Люди довольны. Меньше бы летело жалоб в разные инстанции из дома 55 по улице Комарова, если бы нашлись деньги на приведение здания в приличный вид. И еще — зима-то не за горами...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter