Сады под напряжением

4 тысячи 759 садоводческих товариществ в стране. Подавляющее большинство — нарушители закона...

4 тысячи 759 садоводческих товариществ в стране. Не скажу, что все, но подавляющее большинство — нарушители закона. Взять хотя бы электроэнергию. Вряд ли найдется дачник со стажем, который лишен этого блага цивилизации. Но если серьезно поинтересоваться, как в кооперативы огородников–любителей поступает энергия, то выяснится: высоковольтные линии (не шуточки: 10 тысяч вольт!) и трансформаторные подстанции как строили, образно говоря, «за бутылку» или по знакомству, точно так же продолжают и эксплуатировать.


Пример из жизни


Его мне рассказал Анатолий Макейчик, председатель объединения садоводов «Пралеска 2002», расположенного в Минском районе.


Минувшим летом на дачах пропал свет. Час нет, два нет, восемь... А жарища, если помните, была 30 градусов. Отдыхающий народ взбунтовался. Председателя поставили «на уши», и он давай обзванивать районные электросети, службу водоканала, от которой запитана подстанция товарищества. Диспетчеры выслушали, посочувствовали, только и всего. Выходные. И что сделал Анатолий Николаевич? Как обычно. Пошел к соседу–дачнику, энергетику в отставке: спасай! Тот достал приборы, спецодежду и тряхнул сединой: включил напряжение в сети 10 киловольт. Думаю, специалисты в шоке. А для тех, кто мало понимает в вольтах и амперах, прокомментирую. По существующим правилам высоковольтные линии электропередачи обслуживать имеют право никак не бывшие, а действующие и, более того, прошедшие специальное тестирование электрики высшего разряда. Причем в штате товарищества их должно быть два. В «Пралеске 2002» — один, 4–го разряда, на треть ставки. При этом товарищество не только самостоятельно обслуживает линию на 10 киловольт, но и, нигде это не афишируя, периодически ремонтирует.


Вот что говорит Анатолий Макейчик: «Хотел я заключить договор на обслуживание с Минскими электросетями. Думал, как в ЖЭСе: квалифицированный электрик будет приезжать по первому требованию. Ан нет. Весь сервис заключается в том, что несколько раз в год специалисты электросетей проведут обследование, укажут на недостатки — и все. А дальше, как хочешь, никому до нас дела нет. Вот и приходится как–то выкручиваться».


— Мы обслуживающая, а не монтажная организация, — подтвердил слова председателя Владимир Сенькин, начальник производственно–технического отдела РУП «Минские электрические сети», — да и запчастей для ремонта у нас нет.


Бег по кругу


Указ Президента № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», появившийся в январе 2008–го, был призван такие небезопасные игры с током прекратить. Энергетикам поручено: принять электрические сети у дачников! Прошло три года. Хотите знать, как выполнен указ? Из 4.759 товариществ 220 справились с задачей. 5 процентов. В Минском районе — никто! Думаете, дачники, особенно минчане, ленивые и недисциплинированные? Отнюдь нет.


Анатолий Макейчик, например, побежал передавать кабельную линию и трансформаторную подстанцию одним из первых. И тут же узнал, что «передача имущества возможна в случае отсутствия замечаний по техническому состоянию и после предоставления всей необходимой технической, бухгалтерской и правоустанавливающей документации». А у садоводов, как известно, ни бухгалтерской, ни технической, никакой документации на энергосети нет. Строили как придется, без проекта и сметы.


И пошел председатель по инстанциям. Заказал топосъемку кабельной линии, техпаспорт и оценку имущества. На все про все отдал из общей кассы около 2 миллионов рублей. Потерял год. Причем ему крупно повезло. Он даже не представляет, сколько еще пришлось бы устранять изъяны самовольного строительства и заплатить штрафов за выявленные нарушения. Но, к счастью, до оценки технического состояния сетей садоводческого товарищества «Пралеска 2002» дело не дошло.


В середине 2009 года появляется (кстати, после многочисленных жалоб дачников) еще один Указ № 350, дополнивший предыдущий спасительной формулировкой: принять сети в их фактическом состоянии. Воспрял духом председатель. Явился с документами в Минскэлектросети. А ему снова от ворот поворот. Указ, говорят, внимательно читали? Передача по фактическому состоянию возможна только при условии выноса распределительных устройств и приборов учета. Это означает: снова проект, монтаж, оборудование. Ведь если «за бутылку» сделает знакомый электрик, могут быть проблемы при приемке–передаче.


Итак, снова время и деньги. Кроме того, даже специалисты в Минских электросетях и объединении «Белэнерго» не представляют, как вынос распределительных устройств реально осуществить. «Я такого никогда не видел», — признался в беседе со мной Владимир Сенькин. В проектной организации ОАО «Белсельэлектросетьстрой», заместителю генерального директора которой я долго объясняла выставленные дачникам требования, теоретически готовы попробовать помочь, если энергетики дадут техусловия. В общем, старой песенке конец, начинай сначала...


Гони монету!


Впрочем, все это уже для Анатолия Макейчика и 260 его товарищей–садоводов не актуально. Пока председатель собирал документы, писал письма, выяснял нюансы, случилось непоправимое. 17–летний срок эксплуатации подстанции товарищества «Пралеска 2002» истек. Считайте: построена она в 1993–м, а на дворе 2011–й. Теперь выноси счетчики и рубильники из шкафа подстанции или не выноси — разницы никакой. Никто ее на баланс в принципе не возьмет. А новая стоит около 30 миллионов рублей. В пересчете на каждого дачника в товариществе «Пралеска 2002» по 115 тысяч рублей, не считая монтажа. А ведь есть кооперативы и по 50, 100 человек, и большинство пенсионеры. Если подстанции и сети у них построены еще раньше, чем в «Пралеске», то все они попали на немалые деньги.


Остальным советую на всякий случай поспешить. На раздумья и приемку–передачу электрического хозяйства осталось всего 9 лет. В 2020–м все высоковольтные линии и подстанции, которые по указу Президента сейчас можно передать энергетикам по фактическому состоянию, отработают технический ресурс. И дачники, которые когда–то строили их за свой счет, будут так же за наличные перестраивать. Только теперь договориться с Петей–электриком не получится. На каждый шаг у нас нужен проект, технические условия и масса других сопутствующих документов и согласований.


Может, это как раз то, чего и ожидали энергетики, всячески затягивая время приемки дачных электросетей? Ведь у них и без дачников на обслуживании 266 тысяч километров кабельных линий и 72 тысячи подстанций по стране. И все уже далеко не новенькие. А тут еще плюс без малого 5 тысяч непонятно как построенных сетей и подстанций...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter