Премьера «Ураджай» пополнила репертуар Камерной сцены Купаловского театра

Сад земных испытаний

Ничего! Вычистим землю, посадим сад и еще сами успеем погулять в нем! В саду и проводят время молодые герои премьерного спектакля режиссера Дмитрия Тишко на Камерной сцене Национального академического театра им. Я.Купалы «Ураджай» (по пьесе известного белорусского драматурга Павла Пряжко). Все людям здесь в диковинку — и яблоки, и жизнеутверждающий пейзаж, и свежий воздух. Про такой типаж нового белорусского горожанина можно сказать словами персонажа из «Покровских ворот»: «В городе он еще так‑сяк, а кинули его на природу — тут он, понимаешь, и потек». 


Будничный сбор урожая превращается у Пряжко в драматический квест с кровопусканием и легкими телесными травмами. Все предметы ополчаются на героев. Ящики прохудились, молотки так и норовят ударить по пальцу. Как пела Красная Шапочка в сказке Леонида Нечаева, снятой в золотые годы «Беларусьфильма»: 

Никто на помощь не придет, 

Ни дров не раздобудет, 

Никто не сварит ничего 

Ни на каком огне.

«Ураджай» — актуальная притча о неспособности быть хозяевами на собственной земле. Не хочется говорить о том, что это некий диагноз поколению двадцатилетних, которым гаджеты заменили сегодня живое дыхание природы, театр все‑таки не психиатрическая лечебница, чтобы ставить диагнозы. Процент инфантильных людей в каждом поколении приблизительно одинаковый. В этой частной ситуации, хладнокровно обрисованной Пряжко, схвачена одна из примет времени, отражаются общие проблемы молодежи: инфантилизм и отказ взрослеть. Мало того, что молодым быть нелегко, но, как показывает спектакль, еще и опасно. Но те фразы, которые кажутся у автора преувеличением, увы, вполне можно услышать в вагоне метро. 

Квартет героев как ни садится, в садоводы‑любители не годится. Актеры Андрей Дробыш и Татьяна Денисова упиваются острой характерностью своих героев, их самовлюбленностью и легким эксгибиционизмом, который денно и нощно надо демонстрировать в соцсетях, иначе мир рухнет. Кто‑то из актеров только нащупывает свои образы. 

Дмитрий Тишко, уверенно заявивший о себе в гротескной трагикомедии «Любовь как милитаризм», указанный и в программке «Ревизора» Николая Пинигина как режиссер (сам Пинигин там режиссер‑постановщик), снова продолжил трагикомическую линию. Герои застряли между городом и деревней. И там и там они чужие. И сад этот вряд ли станет для них садом земных наслаждений. С яблоками им безопаснее встречаться только в виде сока или яблочного пюре. А так — ни уму, ни сердцу. Урожай не радость, а яблоко раздора. 

Стоит вспомнить, что пьесу Пряжко в Московском губернском театре с успехом поставил режиссер Павел Артемьев. Воплотил с истинным губернским шиком: спектакль идет с живым оркестром. Каждый гэг или неудачное падение актера музыканты молниеносно отыгрывают. Тем не менее «Урожай» у Артемьева не превратился в вечернее театральное шоу. Абсурд и горькая нота автора на месте. 

В том, что кому‑то премьерный спектакль в Купаловском не глянется, нет ничего страшного. Это все‑таки довольно герметичная история. Если можно назвать «Ураджай» комедией, то уж очень оригинальных положений. Но Камерная сцена сама по себе предполагает больший эксперимент. И факт остается фактом: репертуар театра пополнился еще одним спектаклем по пьесе белорусского автора.   

Добрый зритель в 9‑м ряду.

Фото Виталия Пивоварчика.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter